CITYMAX 8

Номинация/Категория Дизайн-прототип/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна Добрынин Игорь Владимирович, Карев Роман Викторович, Кулик Сергей Валерьевич, Молев Николай Евгеньевич, Опанасенко Александр Вячеславович, Филимонов Олег Валерьевич, Чайкин Игорь Евгеньевич, Четвериков Владимир Леонидович, Шашков Анатолий Владимирович
Производитель ООО
Регион Нижегородская область

Описание проекта

В 2025 году Павловский автобусный завод приступил к серийному производству новой модели автобуса среднего класса CITYMAX 8. Этот автобус предназначен для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах и соответствует требованиям программы «Доступная среда». CITYMAX 8 имеет оригинальный несущий кузов длиной 8,1 метра. Полная вместимость автобуса составляет 32 пассажира. Основных мест для сидения в салоне – 21, причем все они размещены по ходу движения, что вместе с очень большой площадью остекления салона обеспечивает пассажирам максимально комфортные условия проезда. Дополнительно в салоне предусмотрены еще три мягких откидных сиденья. Благодаря низкому уровню пола без ступеней на входе автобус соответствует требованиям программы «Доступная среда». В качестве силовой установки автобуса используется дизельный двигатель G 2.5 мощностью 150 л.с., соответствующий стандарту Евро-5 и работающий в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. Тормозная система – пневматическая, с дисковыми рабочими механизмами на всех колесах. Автобус оснащён антиблокировочной и антипробуксовочной системами, обеспечивающими безопасность в сложных дорожных и погодных условиях. Новой моделью завод ПАЗ дополнил существующую линейку автобусов, выйдя в сегмент машин вместимостью до 32 человек. Такой транспорт востребован на маршрутах с невысоким пассажиропотоком, обеспечивая одновременно повышенный уровень комфорта для пассажиров и экономичность в эксплуатации для перевозчиков.

Технологическая новизна

При проектировании автобуса CITYMAX 8 большое внимание уделялось трем аспектам: обеспечению максимального удобства для пассажиров, максимальной долговечности автобуса и максимальному снижению издержек перевозчика. Технологическая новизна, обеспечивающая удобство для пассажиров, заключается в выбранной компоновочной схеме машины и конструкции ходовой части. Кузов автобуса выполнен капотным, что позволило разместить двигатель за пределами салона и кабины водителя: это положительно сказывается на снижении уровня шума. Для входа-выхода пассажиров служит широкая двухстворчатая дверь без ступенек на входе. Всю центральную часть салона занимает просторная накопительная площадка со специальным местом для детской или инвалидной коляски. Кроме того, автобус CITYMAX 8 оснащен пневматической задней подвеской, обеспечивающей прекрасную плавность хода на дорогах любого качества. На моделях Павловского автобусного завода и среднеразмерных автобусах других марок, представленных на российском рынке, такая компоновочная схема прежде не применялась. Долговечность автобуса обеспечивается прочным кузовом, в конструкции которого широкое применение нашли элементы из оцинкованной стали и композитные материалы, отличающиеся прочностью и не подверженные коррозии. Снижение издержек компании-перевозчика и уменьшение стоимости 1 километра пробега автобуса обеспечивается внедрением нового, современного дизельного двигателя G 2.5, производимого в Нижнем Новгороде. Он отличается небольшим рабочим объемом (всего 2,5 литра, что до сих пор не практиковалось на автобусах среднего класса) и обеспечивает очень низкий расход топлива – на уровне автобусов малой вместимости и микроавтобусов. При этом автобус CITYMAX 8 имеет большой межсервисный интервал (20 тысяч километров), позволяя дольше работать на линии без заезда в сервисную зону на техническое обслуживание.

Экономический эффект

Малые и средние автобусы вместимостью 25-50 человек (тот сегмент, куда попадает новый CITYMAX 8) – это самый востребованный сегмент российского автобусного рынка, на который приходится порядка 40% из числа всех продающихся в стране новых автобусов (в количественном выражении это около 7 тысяч штук в год). Экономический эффект для конечного потребителя достигается по нескольким направлениям. Во-первых, доступной ценой нового автобуса. Это обеспечивается широчайшим уровнем унификации модели CITYMAX 8 с другими серийными автомобилями Горьковского автозавода и Павловского автобусного завода. Унифицированными узлами являются двигатель, сцепление, коробка передач, ведущий мост, передняя ось, подвеска, рулевое управление, тормозная система, сиденья, светотехника, комбинация приборов, кузовная арматура и другие элементы. Во-вторых, низкими эксплуатационными расходами. Это достигается низким расходом топлива (благодаря применению малого дизельного двигателя объемом всего 2,5 литра, что является уникальным решением для машин этого класса), низкими расходами на налоги и страховки (благодаря мощности двигателя, ограниченной на отметке 149,6 л.с. – то есть меньше пороговой величины в 150 л.с.), низкой стоимостью технического обслуживания, а также широкой распространенностью и низкой стоимостью запасных частей. В-третьих, экономический эффект достигается долговечностью автобуса CITYMAX 8, которая обеспечивается долгим сроком службы кузова и всех основных агрегатов (кузов прекрасно защищен от коррозии, агрегаты ходовой части позаимствованы от автомобилей большей размерности и имеют большой запас по допустимым нагрузкам, двигатель по данным испытаний обладает очень высоким ресурсом).

Межотраслевое значение продукта

Структура спроса на российском рынке автобусной техники в период 2012-2022 годов включала в себя заметное число автобусов малого и среднего класса, построенных на базе малотоннажных или среднетоннажных коммерческих автомобилей капотной компоновки. Все эти автобусы базировались на шасси европейских производителей, а потому после 2022 года их производство в России и Беларуси было полностью прекращено. В настоящее время на рынке образовался дефицит техники такого класса, что обеспечит автобусу CITYMAX 8 устойчивый спрос. Кроме того, важным аспектом является многозадачность нового автобуса, поскольку в рамках проекта CITYMAX 8 запланирован выпуск целого семейства, включающего городские, пригородные, междугородные и школьные модификации.

Эргономичность

Автобус оборудован двойной пассажирской дверью прислонно-сдвижного типа. Широкий дверной проем расположен в низкопольной части автобуса напротив накопительной площадки, что обеспечивает быструю посадку пассажиров. Высота дверного проема 1990 мм, ширина – 1100 мм. Управление работой пассажирской двери осуществляется с рабочего места водителя, а время открывания / закрывания створок дверей – всего 3 секунды. Кузов отличается большой площадью остекления, что несет массу преимуществ: • позволяет улучшить обзорность водителю, • обеспечивает прекрасную просматриваваемость салона (это позволяет пассажирам, находящимся на остановке, видеть наличие свободных мест в автобусе), • дает возможность пассажирам, вне зависимости от занимаемого места, в течение всей поездки любоваться видами из окна, видеть и понимать, где находится автобус, следующий по маршруту, читать названия автобусных остановок, • дает пассажиру возможность предвидеть действия водителя автобуса на дороге (особенно ситуации, связанные с торможением и осуществлением поворотов), • зрительно увеличивает внутренний объём, «воздушность» салона автобуса. Накопительная площадка с местом для инвалидной коляски оборудована откидными сиденьями и расположена в низкопольной части кузова напротив двойной пассажирской двери. В центральном проходе размещена всего одна ступенька, при этом высота ступеньки в центральном проходе к задней части салона составляет всего 190 мм (при норме 250 мм), что ускоряет пассажирообмен и удобство нахождения в салоне. Места для приоритетных пассажиров также расположены на низкопольной части, что значительно облегчает доступ к ним Задние надстройки имеют ровный пол за счет интеграции в них задних колесных арок, что позволяет установить сиденья по ходу движения и обеспечивает удобство для пассажиров. Все пассажирские сиденья – антивандального типа, с мягкими вставками на подушке и спинке, оборудованы поручнем. В салоне установлены 4 пассажирских сиденья для приоритетной категории пассажиров в непосредственной близости от пассажирской двери. Эти места обозначены соответствующими пиктограммами и имеют кнопки связи с водителем, установленные на боковине автобуса. При этом абсолютно все сиденья имеют увеличенную ширину подушки – 440 мм, что позволяет удобно расположиться пассажиру любой комплекции.

Художественная значимость

Стиль автобуса разработан с учётом потребности в удобном мобильном и современном транспортном средстве для перевозки пассажиров в городах и пригородах. В основе композиции – продольные динамичные линии по боковинам кузова, ярко выраженные колёсные арки и большая площадь бокового остекления в сочетании с широкими стеклянными распашными дверями, что создаёт ощущение повышенного уютного пространства внутри и компактного, добродушного образа снаружи. Внешний силуэт кузова сбалансирован, не возникает визуальной перегрузки какой-то одной части, выглядит легко и мобильно. Зауженное к крыше поперечное сечение подчёркивает изящность пропорций и, несмотря на общую ширину на уровне автобусов большого класса, не создаёт шаблонный образ классического прямоугольного формата восприятия коммерческого транспорта, позволяет избежать кричащих и острых линий и углов. Маршрутоуказатель на крыше увеличенного размера в сочетании со светодиодной оптикой приветствуют пассажиров красочной неоновой графикой. Все эти решения позволяют легко идентифицировать и сделать узнаваемым автобус CITYMAX 8 в общем потоке транспорта, украсив им улицы современных городов.

Ориентация на глобальный рынок

В настоящее время автобус CITYMAX 8 будет доступен только на внутреннем рынке (начало продаж - осень 2025 года) в связи с высокой потребностью перевозчиков в автобусах подобного класса, однако в перспективе возможны поставки таких машин на рынки дружественных стран.