CITYMAX 8
Описание проекта
В 2025 году Павловский автобусный завод приступил к серийному производству новой модели автобуса среднего класса CITYMAX 8. Этот автобус предназначен для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах и соответствует требованиям программы «Доступная среда». CITYMAX 8 имеет оригинальный несущий кузов длиной 8,1 метра. Полная вместимость автобуса составляет 32 пассажира. Основных мест для сидения в салоне – 21, причем все они размещены по ходу движения, что вместе с очень большой площадью остекления салона обеспечивает пассажирам максимально комфортные условия проезда. Дополнительно в салоне предусмотрены еще три мягких откидных сиденья. Благодаря низкому уровню пола без ступеней на входе автобус соответствует требованиям программы «Доступная среда». В качестве силовой установки автобуса используется дизельный двигатель G 2.5 мощностью 150 л.с., соответствующий стандарту Евро-5 и работающий в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. Тормозная система – пневматическая, с дисковыми рабочими механизмами на всех колесах. Автобус оснащён антиблокировочной и антипробуксовочной системами, обеспечивающими безопасность в сложных дорожных и погодных условиях. Новой моделью завод ПАЗ дополнил существующую линейку автобусов, выйдя в сегмент машин вместимостью до 32 человек. Такой транспорт востребован на маршрутах с невысоким пассажиропотоком, обеспечивая одновременно повышенный уровень комфорта для пассажиров и экономичность в эксплуатации для перевозчиков.
Технологическая новизна
При проектировании автобуса CITYMAX 8 большое внимание уделялось трем аспектам: обеспечению максимального удобства для пассажиров, максимальной долговечности автобуса и максимальному снижению издержек перевозчика. Технологическая новизна, обеспечивающая удобство для пассажиров, заключается в выбранной компоновочной схеме машины и конструкции ходовой части. Кузов автобуса выполнен капотным, что позволило разместить двигатель за пределами салона и кабины водителя: это положительно сказывается на снижении уровня шума. Для входа-выхода пассажиров служит широкая двухстворчатая дверь без ступенек на входе. Всю центральную часть салона занимает просторная накопительная площадка со специальным местом для детской или инвалидной коляски. Кроме того, автобус CITYMAX 8 оснащен пневматической задней подвеской, обеспечивающей прекрасную плавность хода на дорогах любого качества. На моделях Павловского автобусного завода и среднеразмерных автобусах других марок, представленных на российском рынке, такая компоновочная схема прежде не применялась. Долговечность автобуса обеспечивается прочным кузовом, в конструкции которого широкое применение нашли элементы из оцинкованной стали и композитные материалы, отличающиеся прочностью и не подверженные коррозии. Снижение издержек компании-перевозчика и уменьшение стоимости 1 километра пробега автобуса обеспечивается внедрением нового, современного дизельного двигателя G 2.5, производимого в Нижнем Новгороде. Он отличается небольшим рабочим объемом (всего 2,5 литра, что до сих пор не практиковалось на автобусах среднего класса) и обеспечивает очень низкий расход топлива – на уровне автобусов малой вместимости и микроавтобусов. При этом автобус CITYMAX 8 имеет большой межсервисный интервал (20 тысяч километров), позволяя дольше работать на линии без заезда в сервисную зону на техническое обслуживание.
Экономический эффект
Малые и средние автобусы вместимостью 25-50 человек (тот сегмент, куда попадает новый CITYMAX 8) – это самый востребованный сегмент российского автобусного рынка, на который приходится порядка 40% из числа всех продающихся в стране новых автобусов (в количественном выражении это около 7 тысяч штук в год). Экономический эффект для конечного потребителя достигается по нескольким направлениям. Во-первых, доступной ценой нового автобуса. Это обеспечивается широчайшим уровнем унификации модели CITYMAX 8 с другими серийными автомобилями Горьковского автозавода и Павловского автобусного завода. Унифицированными узлами являются двигатель, сцепление, коробка передач, ведущий мост, передняя ось, подвеска, рулевое управление, тормозная система, сиденья, светотехника, комбинация приборов, кузовная арматура и другие элементы. Во-вторых, низкими эксплуатационными расходами. Это достигается низким расходом топлива (благодаря применению малого дизельного двигателя объемом всего 2,5 литра, что является уникальным решением для машин этого класса), низкими расходами на налоги и страховки (благодаря мощности двигателя, ограниченной на отметке 149,6 л.с. – то есть меньше пороговой величины в 150 л.с.), низкой стоимостью технического обслуживания, а также широкой распространенностью и низкой стоимостью запасных частей. В-третьих, экономический эффект достигается долговечностью автобуса CITYMAX 8, которая обеспечивается долгим сроком службы кузова и всех основных агрегатов (кузов прекрасно защищен от коррозии, агрегаты ходовой части позаимствованы от автомобилей большей размерности и имеют большой запас по допустимым нагрузкам, двигатель по данным испытаний обладает очень высоким ресурсом).
Межотраслевое значение продукта
Структура спроса на российском рынке автобусной техники в период 2012-2022 годов включала в себя заметное число автобусов малого и среднего класса, построенных на базе малотоннажных или среднетоннажных коммерческих автомобилей капотной компоновки. Все эти автобусы базировались на шасси европейских производителей, а потому после 2022 года их производство в России и Беларуси было полностью прекращено. В настоящее время на рынке образовался дефицит техники такого класса, что обеспечит автобусу CITYMAX 8 устойчивый спрос. Кроме того, важным аспектом является многозадачность нового автобуса, поскольку в рамках проекта CITYMAX 8 запланирован выпуск целого семейства, включающего городские, пригородные, междугородные и школьные модификации.
Эргономичность
Автобус оборудован двойной пассажирской дверью прислонно-сдвижного типа. Широкий дверной проем расположен в низкопольной части автобуса напротив накопительной площадки, что обеспечивает быструю посадку пассажиров. Высота дверного проема 1990 мм, ширина – 1100 мм. Управление работой пассажирской двери осуществляется с рабочего места водителя, а время открывания / закрывания створок дверей – всего 3 секунды. Кузов отличается большой площадью остекления, что несет массу преимуществ: • позволяет улучшить обзорность водителю, • обеспечивает прекрасную просматриваваемость салона (это позволяет пассажирам, находящимся на остановке, видеть наличие свободных мест в автобусе), • дает возможность пассажирам, вне зависимости от занимаемого места, в течение всей поездки любоваться видами из окна, видеть и понимать, где находится автобус, следующий по маршруту, читать названия автобусных остановок, • дает пассажиру возможность предвидеть действия водителя автобуса на дороге (особенно ситуации, связанные с торможением и осуществлением поворотов), • зрительно увеличивает внутренний объём, «воздушность» салона автобуса. Накопительная площадка с местом для инвалидной коляски оборудована откидными сиденьями и расположена в низкопольной части кузова напротив двойной пассажирской двери. В центральном проходе размещена всего одна ступенька, при этом высота ступеньки в центральном проходе к задней части салона составляет всего 190 мм (при норме 250 мм), что ускоряет пассажирообмен и удобство нахождения в салоне. Места для приоритетных пассажиров также расположены на низкопольной части, что значительно облегчает доступ к ним Задние надстройки имеют ровный пол за счет интеграции в них задних колесных арок, что позволяет установить сиденья по ходу движения и обеспечивает удобство для пассажиров. Все пассажирские сиденья – антивандального типа, с мягкими вставками на подушке и спинке, оборудованы поручнем. В салоне установлены 4 пассажирских сиденья для приоритетной категории пассажиров в непосредственной близости от пассажирской двери. Эти места обозначены соответствующими пиктограммами и имеют кнопки связи с водителем, установленные на боковине автобуса. При этом абсолютно все сиденья имеют увеличенную ширину подушки – 440 мм, что позволяет удобно расположиться пассажиру любой комплекции.
Художественная значимость
Стиль автобуса разработан с учётом потребности в удобном мобильном и современном транспортном средстве для перевозки пассажиров в городах и пригородах. В основе композиции – продольные динамичные линии по боковинам кузова, ярко выраженные колёсные арки и большая площадь бокового остекления в сочетании с широкими стеклянными распашными дверями, что создаёт ощущение повышенного уютного пространства внутри и компактного, добродушного образа снаружи. Внешний силуэт кузова сбалансирован, не возникает визуальной перегрузки какой-то одной части, выглядит легко и мобильно. Зауженное к крыше поперечное сечение подчёркивает изящность пропорций и, несмотря на общую ширину на уровне автобусов большого класса, не создаёт шаблонный образ классического прямоугольного формата восприятия коммерческого транспорта, позволяет избежать кричащих и острых линий и углов. Маршрутоуказатель на крыше увеличенного размера в сочетании со светодиодной оптикой приветствуют пассажиров красочной неоновой графикой. Все эти решения позволяют легко идентифицировать и сделать узнаваемым автобус CITYMAX 8 в общем потоке транспорта, украсив им улицы современных городов.
Ориентация на глобальный рынок
В настоящее время автобус CITYMAX 8 будет доступен только на внутреннем рынке (начало продаж - осень 2025 года) в связи с высокой потребностью перевозчиков в автобусах подобного класса, однако в перспективе возможны поставки таких машин на рынки дружественных стран.