Дизайн-проект пригородного автобуса

Номинация/Категория Дизайн-продукт/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна Зеленкевич Петр Иванович
Производитель АО "Туполев"
Регион г. Москва

Описание проекта

Проект пригородного (ближнего междугородного) автобуса со средним уровнем пола (700 мм в проходе), большим числом сидячих мест (47-53), горизонтальным двигателем, двумя дверями и умеренно округлыми формами

Технологическая новизна

В отечественном производстве автобусов горизонтальные двигатели серийно не применялись. Горизонтальный двигатель можно эффективно спрятать под полом в задней левой части автобуса, не уменьшая число кресел. Благодаря этому автобус более эффективен экономически. Благодаря среднему полу (700 мм) автобус комфортен в посадке и высадке для абсолютного большинства пассажиров. Благодаря использованию не трех, а двух дверей в салон можно поставить дополнительно 4 сидячих места. Задняя дверь перед задним колесом, а не в свесе, делает проход через салон более коротким и удобным. Умеренно округлые плавные формы снижают коэффициент обтекаемости и делают автобус привлекательным внешне.

Экономический эффект

Уменьшенное аэродинамическое сопротивление обтекаемого кузова дает долгосрочный экономический эффект от снижения потребной мощности на высоких скоростях движения и снижения расхода топлива. Для пригородного автобуса с пробегом 360 км в сутки при Vср=32 км/ч - это экономия 3,5 кг топлива в сутки или 1 млн. рублей за 15 лет эксплуатации. Для ближнего междугородного автобуса с побегом 600 км в сутки при Vср =49 км/ч - это экономия 13,2 кг топлива в сутки или 3,72 млн. рублей за 15 лет эксплуатации. Дополнительное снижение сопротивления дает применение системы «видеокамеры-мониторы» вместо больших зеркал заднего вида. Высокая максимальная скорость (130 км/ч) позволяет вести автобус со скоростью 90 км/ч при средних оборотах двигателя, что увеличивает ресурс двигателя и уменьшает шум от двигателя. Большое число сидячих мест (47-53) дает существенное повышение доходности автобуса для перевозчика, поскольку в условиях конкуренции пассажиры выбирают комфорт и автобус с креслами. Ехать стоя никто не хочет. Чем больше кресел, тем больше денег – это железный закон в работе пригородных автобусов. При этом есть накопительная площадка напротив задней двери (перед задним колесом) для размещения людей с багажом или коляской.

Межотраслевое значение продукта

Автобус предназначен для пригородных линейных маршрутов (до 50 км) с частыми остановками и высокой средней скоростью, поскольку оснащен автоматической коробкой передач с быстродействующим трансмиссионным замедлителем. Автобус может эффективно использоваться на ближнем межгороде (до 200 км), поскольку снабжен багажными отсеками емкостью 2 м3, а также имеет высокую максимальную скорость (130 км/ч). Автобус может также использоваться на заказных, служебных и ближних туристических перевозках, поскольку имеет большое число комфортабельных мягких кресел с высокими спинками, двойное остекление, тихий и теплый салон, панорамные стекла и привлекательный внешний вид. Поскольку компоновка автобуса достаточно универсальна, то возможны его модификации на электрической тяге и в беспилотном варианте.

Эргономичность

Главное для пригородного автобуса – большое число комфортабельных сидячих мест, поскольку пассажир голосует рублем. Больше кресел – больше доход. В автобусе 47-53 мягких кресла с высокими спинками по 75 см высотой. Шаг кресел 720 мм достаточен для пригородных и ближних междугородных маршрутов. Рабочее место водителя сделано удобным: мягкий руль из вспененного ЭВА с двумя мягкими спицами, приборная панель с ЖК-монитором покрыта прозрачным экраном, коробка-автомат не требует от водителя выжима сцепления и переключения передач, дверные кнопки сделаны под пальцы для удобства открывания и закрывания дверей, передняя часть проема переднего свеса отгорожена от двери, чтобы водителю не загораживали обзор справа. На месте водителя в зоне доступа руки сделан столик для мелких предметов. Салон выполнен в тонах светлого дерева.

Художественная значимость

Умеренно-округлые формы, плавные обводы и плавные переходы линий и поверхностей без резких изломов и выступающих граней делают автобус привлекательным внешне и дружелюбным. Благодаря применению в окраске сочетания кремового фона и узкой красной полосы в районе уровня пола, цветографическая схема выглядит заметной и лаконичной. Автобус, как вид общественного транспорта, благодаря этому заметен в потоке и привлекателен для пассажиров.

Ориентация на глобальный рынок

Пригородные автобусы составляют примерно 40 % парка больших автобусов и всегда востребованы, пока есть пригородные, ближние междугородные, служебные и туристические маршруты. Экологический класс базового двигателя ЯМЗ-536 "Евро-4". Автобус для поставки на иностранные рынки должен соответствовать стандартам этих стран, в частности, правилам ЕЭК ООН.