Двухэтажный трамвай « Антар»
Описание проекта
“Антар”- выполненный с максимальным применением доступных на рынке новых технологий двухэтажный, полностью низкопольный трамвай производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Трамвай предназначен для эксплуатации на нагруженных протяжённых линиях и для организации экскурсионных трамвайных маршрутов. За счет новых компоновочных решений эксплуатация “Антара” на городских линиях не требует существенного изменения архитектуры контактной сети, его эксплуатация ограничена только низкими путепроводами и трамвайными депо, где обеспечивается движение на аккумуляторных батареях. Повышенный комфорт пассажира обеспечен применением современных отечественных технологий климат-контроля, интерактивных мультимедийных решений, улучшенной обзорности с мест на втором этаже. Внедряемые технологии не снижают общего ипортозамещающего потенциала трамваев УКВЗ.
Технологическая новизна
Разработка позволяет шире внедрить облегченные композитные панели в конструктивную схему отечественных трамваев, отладить новый дизайн сидений и светотехнических приборов, внедрить прогрессивные системы климат-контроля, получить опыт практической эксплуатации современных мультимедийных систем и интерактивных панелей в городской среде.
Экономический эффект
Двухэтажные трамваи экономически эффективны прежде всего на исторически и визуально привлекательных маршрутах. Использование персонализированного аудиогида позволяет создавать экономически эффективные нишевые туристические продукты. Также возможен положительный экономический эффект от наличия второго сидячего этажа при эксплуатации на маршрутах с долгими поездками пассажира, в том числе в перспективе при автоматизации управления с применением беспилотного движения трамваев. Внутреннее пространство трамвая предполагает возможное гибкое использование 1 этажа для обычного пассажиропотока, при этом пространство 2 этажа используется преимущественно как экскурсионная платформа.
Межотраслевое значение продукта
Двухэтажный трамвай “Антар” позволяет использование в качестве туристического маршрутного транспортного средства с выгодными обзорностью, внешним видом и мультимедийными возможностями для создания новых туристических продуктов. Спроектированные решения позволяют обеспечить широкое применение технологии цифровых двойников для ведения экскурсий, индивидуализацию экскурсионного продукта, в перспективе автоматизацию управления трамваем и пакетное движение по загруженным маршрутам. Трамвай рассматривается производителем как тестовая площадка для дальнейшего внедрения цифровых технологий. Межотраслевая кооперация создаёт дополнительные возможности для производителей климатического оборудования и композитных деталей
Эргономичность
Полностью низкопольное решение на обоих этажах с обеспечением комфорта маломобильных групп граждан на первом этаже и двумя большими накопительными площадками, полностью сидячим обзорным вторым этажом - первое на отечественном рынке. Впервые в отечественной практике применена повышающая комфорт пассажиров система всесезонного климат-контроля с интегрированным подогревом воздуха, независимым регулированием температуры по этажам и тепловыми завесами на входных дверях.
Художественная значимость
Новая веха в современном городском транспорте, низкопольный, двухэтажный трамвай “Антар” вводит в продуктовую линейку УКВЗ футуристическую стилистику, отражающую принадлежность завода корпорации “РОСКОСМОС”, сохраняя при этом узнаваемую дизайн-ДНК таких трамваев из Усть-Катава, как КТМ-5 и прототип КТМ-6. Современное решение, не порывающее при этом с традициями представляется идеологически верным подходом и модельным случаем для отечественного производителя.
Ориентация на глобальный рынок
Двухэтажный трамвай “Антар” подходит по габаритной высоте для эксплуатации в других странах, в том числе в системе двухэтажных трамваев Гонконга. При этом интеграция систем кондиционирования выгодно отличает “Антар” от эксплуатирующихся сейчас в Гонконге моделей. Представляется перспективным рынок экскурсионных маршрутов Китая в связи с повышенным интересом местного населения к технологическим новинкам.