Гоночный квадроцикл «РМ 1000 Спорт»

Номинация/Категория Дизайн-прототип/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна Крылов Дмитрий Дмитриевич
Производитель АО «Русская механика»
Регион Ярославская область

Описание проекта

Российский рынок снегоболотоходов (мотовездеходов, квадроциклов) в последние три года динамично развивается. Основное предложение формируется довольно большой группой китайских производителей и несколькими отечественными, среди которых присутствует АО «Русская Механика». АО РМ больше известна как разработчик и производитель снегоходов. Китайские участники рынка в основу своей стратегии положили быстрое обновление модельного ряда с большим количеством модификаций на базе универсальных платформ, имеющих очень схожие и часто унифицированные технические решения. В условиях обострившейся конкуренции крайне актуальной становится задача предложения новых продуктов. «Русская Механика» в своей продуктовой политике вместо «универсального предложения» сконцентрировала внимание на отдельных сегментах рынка. При этом поставлена задача добиться безусловного превосходства техники по главным параметрам, которые определяют требования потребителей в каждом из выбранных сегментов. В рамках такой стратегии АО РМ ведет работу по двум проектам: «трехосный квадроцикл повышенной грузоподъемности» - РМ 800 6Х6 и «спортивный квадроцикл для ралли рейдов и кросса» - РМ 1000 Спорт. Параллельно выполняет подготовительный этап разработки модели класса «Трофи» (грязевая версия). Модели планируются к предложению потребителям в 2026 и 2027 годах. Мы рассчитываем, что они будут заметным явлением на отечественном рынке. РМ 1000 Спорт уже привлекла внимание специалистов, поскольку в текущем сезоне заработала несколько побед с большим преимуществом в соревнованиях ралли рейд и кантри-кросс. В 2025 году модель в составе заводской команды участвовала в пятнадцатом выпуске гонки-марафона «Шелковый путь» и стала победителем в своем классе техники.

Технологическая новизна

Создателям машины удалось получить выдающиеся характеристики по динамике разгона, управляемости на любых грунтах, устойчивости при прохождении скоростных виражей, сбалансированности при подскоках и прыжках. Полный привод и лучшая в классе геометрическая проходимость делают машину отличным спортивным снарядом как на равнине, так и в условиях песчаных дюн и горной местности. Важно отметить, что в начале проектирования, когда технически оценивались лучшие мировые спортивные эталоны (Can-Am Renegade XCC, Polaris Scrambler, Yamaha Raptor), было принято решение разрабатывать несущую систему «с чистого листа» и использовать серийно применяемые силовую установку и трансмиссионные агрегаты. «Серийные агрегаты» также были подвергнуты изменениям и настройке. Двигатель получил новую систему впуска, выпуска, оригинальную фирменную систему управления двигателем, что позволило повысить мощность на 10 процентов от серийной версии. В сочетании с рекордно малой массой (сухой вес РМ 1000 Спорт составляет всего 296 кг) удалось получить самую высокую в классе удельную мощность - свыше 350 л.с. на тонну. Другой важной особенностью модели является низкий центр тяжести с распределением центра масс непосредственно под водителем, что обеспечивает высокую податливость траектории движения в зависимости от положения корпуса пилота. При выполнении прыжков квадроцикл не кренится и не допускает клевков. Новая геометрия подвески, отличающаяся от машин конкурентов по углам наклона шкворня и плеча обкатки позволяет передним колесам буквально вгрызаться в поверхность для получения минимальных радиусов разворота. В сочетании с высоким крутящим моментом на колесах как в варианте полного, так и заднего привода машина легко обеспечивает скоростное прохождение поворотов с боковым скольжением или дрифтом. Впервые для квадроциклов в РМ 1000 Спорт применено рулевое управление типа «рейка» с прогрессивным усилием. В сочетании с программируемым элетроусилителем руля это обеспечивает стабильность прямолинейного движения на высоких скоростях, а также крутые развороты в условиях ограниченного пространства. Способность устойчивого движения на неровных поверхностях поддерживается уникальной геометрией подвески с увеличенным ходом отбоя и практически неизменяемыми колеей и развалом колес во всем диапазоне их вертикального перемещения. Дорожный просвет в 250 мм при колесах малого диаметра и ход подвески 270 мм делают машину настоящим вездеходом. Требования к малой массе и высокой прочности несущей системы определили применяемые материалы: практически все элементы выполнены из высокопрочной авиационной стали (30ХГСА) и авиационных алюминиевых сплавов (серии Д и АМГ). Воздуховоды и весь обвес, включая колесные брызговики, выполнены из карбонового препрега методом компрессионного формования. Общий вес этих деталей на квадроцикле составляет всего 1,5 кг.

Экономический эффект

Планируемый объем продаж составляет 700 шт. в год (включая экспорт). При розничной цене 3 миллиона рублей выручка АО Русская механика от продаж новой модели квадроцикла увеличится на 15%. Розничная цена 3 миллиона рублей видится конкурентной на фоне передовых образцов аналогичной техники зарубежных брендов (BRP, Polaris, Yamaha и др.) в связи с лучшими в отрасли техническими характеристиками квадроцикла «РМ 1000 Спорт» (скорость и динамика, вес и габариты, маневренность и управляемость, комфорт и эргономика).

Межотраслевое значение продукта

Квадроцикл относится к классу легкой внедорожной техники. Он ориентирован на категорию покупателей, цель которых - участие в профессиональных соревнованиях: кантри-кроссах и ралли-рейдах на квадроциклах. Применение квадроцикла «РМ 1000 Спорт» возможно на любительских соревнованиях и фестивалях регионального значения. В туристической отрасли квадроцикл может быть использован в качестве средства для активного рекреационного отдыха в индивидуальном формате или через компании, предоставляющие легкую внедорожную технику в прокат или аренду.

Эргономичность

Эргономика квадроцикла соответствует государственным стандартам (ГОСТ 32571-2013) и современным трендам конструирования легкой внедорожной и спортивной техники. Квадроцикл сконструирован под среднестатистические габариты пилота, но имеет возможность настройки отдельных элементов под особенности параметров тела: высота и наклон руля можно изменить в зависимости от высоты и длины рук пилота; жесткость подвески можно отрегулировать под вес пилота, его манеру езды и цель применения квадроцикла. Органы управления находятся в типовых местах, характерных для такого вида техники. Управление интуитивно понятно и удобно как для опытных пилотов, так и для новичков.

Художественная значимость

Начав работу с «чистого листа», мы постарались вложить в проект максимум нашего опыта и смелости, выйти за рамки привычных решений в области квадроциклов. Геометрия рамы, компоновка агрегатов, конструкция подвески, посадка, материалы… все уникально в этой машине. А ее дизайн – витрина ее экстремальной, гоночной сути. Облик машины подчинен главному – скорости. А скорость достигается идеальной управляемостью, легкостью, аэродинамикой и, конечно, удобством для пилота. В дизайне машины заложено множество оригинальных идей, получили применение решения из мира автоспорта, о которых я хочу рассказать вам подробнее. Как и в любом чистокровном гоночном аппарате, форма следует функции. Форму рамы определяют компоновочные, прочностные и, эргономические параметры, при этом она максимально интегрирована в общий дизайн, и работает как часть характерного образа. Уникальная для данного типа аппаратов подвеска выставлена напоказ, не только сзади, но и в передней части: для этого предусмотрены окна, через которые видны ее элементы и их работа. Топливный бак, бак для воды и все воздуховоды выполнены из карбона для минимизации веса. Выхлопная система имеет карбоновые кожухи для защиты пилота от жара. Впускная система с легким доступом к сменному фильтру, имеет видовую часть карбонового корпуса. Задний стоп-сигнал интегрирован в силовой багажник, который так же выполняет форму поручня. Все карбоновые элементы обвеса выполняют не только эстетическую функцию, но и обуславливают весовые и аэродинамические характеристики машины. Голый, не покрытый лаком карбон, пленка вместо краски – прагматичные решения автоспортивного мира. Машина уникальна не только при близком рассмотрении: силуэт, пропорции и цветовая графика делают ее узнаваемой издалека. Ее профиль – это символ, который ни с чем не спутать. Символ скорости и мощи, символ уверенного в себе победителя. Создавая гоночный прототип, мы закладывали контуры будущих серийных спортивных машин «Русской Механики» - суперкаров из мира квадроциклов.

Ориентация на глобальный рынок

Компания Русская механика имеет опыт работы на рынке Европы и Скандинавии. В период до 2022 года техника компании поставлялась в 12 стран ЕС. В настоящее время компания поставляет технику в страны ближнего зарубежья (Казахстан, Белоруссия). Квадроцикл «РМ 1000 Спорт» имеет коммерческий потенциал продаж на рынке Ближнего Востока в качестве средства экстремального отдыха для состоятельных туристов (скоростное пересечение песчаных территорий). Потенциал экспортных продаж оценивается в 500 штук в год.