Промышленный дизайн России

От революционных мастерских до умных технологий

Российский промышленный дизайн — это более чем вековая история, которая продолжает развиваться и результатом которой стал окружающий нас мир вещей.

От революционных проектов ВХУТЕМАСа и шедевров сталинского ампира до современных электробусов и «умных» вагонов метро — промышленный дизайн нашей страны всегда сочетал практичность и новаторство. В наше время он вновь заявляет о себе на международной арене, создавая удобную и эстетичную среду для жизни.

Это история о том, как мечты художников превращаются в реальные инженерные решения, а ещё вчерашние фантазии становятся сегодняшним комфортом для миллионов людей.

1918
1918 год
Развитие промышленности выявило необходимость повышения эстетической привлекательности для выпускаемых заводами товаров
При отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения создается подотдел художественной промышленности. Его задача — следить за художественным уровнем промышленной продукции. Так простым вещам художники стали придавать красивую форму с учетом возможностей технологического оборудования. При этом учитывались эргономика, безопасность и невысокая себестоимость.
1920
1920 год
ВХУТЕМАС
Для реализации задач по повышению художественного уровня товаров народного потребления остро не хватает кадров. На этой волне создается знаменитый ВХУТЕМАС — Московские Высшие Государственные Художественно-технические Мастерские. За подготовку художников-мастеров высшей квалификации берутся лучшие деятели искусств того времени: Родченко, Татлин, Степанова, Попова, Ладовский, Щусев, Бруни, Кандинский, Фаворский, Удальцова и другие.
1934
1934 год
Первым крупным достижением советских дизайнеров стал Московский метрополитен
Позднее его признали одним из лучших достижений мирового дизайна. Подземная архитектура, средства визуальной коммуникации, фирменная одежда, поезда — все было выполнено в «аэродинамичном» стиле. Для него характерны плавность линий, обтекаемость форм и олицетворение скорости.
1963
1963–1965 годы
Постановлением Совета министров СССР создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
Специалисты института практически сразу предложили соотечественникам новаторские идеи, например — экспериментальное шестиместное такси. Под руководством основоположника советской школы автодизайна Юрия Долматовского был разработан и произведён единственный экземпляр этого автомобиля. Его уникальная компоновка была характерна для автобусов: место водителя располагалось над передними колесами, а двигатель — сзади. Испытания этой машины проходили в Москве.
1967
1967 год
В СССР появился государственный Знак Качества, который наносили на упаковки товаров, ярлыки и этикетки
Он стал знаком отличия для предприятий, выпускавших качественные товары, и стимулом для всех остальных. Чтобы получить его, нужно было пройти строгую проверку и аттестацию. Дизайн Знака представлял собой изображение пятиконечной звезды — символа СССР — со вписанной внутрь буквой «К».
1970
1970 год
Перед отечественным дизайном был поставлен ряд непростых задач: подключить дизайнеров к промышленности, решить проблему подготовки высококвалифицированных кадров и разработать эффективную программу внедрения достижений дизайна в культуру производства и потребления в СССР
Это стало началом нового этапа в отечественном дизайне: переход от проектирования отдельных вещей к комплексам и ансамблям, а от них — к созданию целостной предметной среды. Специалисты стали глубже изучать производство, технологии и материалы. За три года (1970-1973) число дизайнерских подразделений на предприятиях увеличилось на 30%.
1980
1980 год
Олимпиада 1980 года стала настоящим испытанием для всей промышленности Советского союза
Дизайнеры разрабатывали мебель, спортивный инвентарь и сувенирную продукцию. Тогда советский дизайн вышел на новый уровень и был признан во всем мире.
1987
1987 год
Совет Министров РСФСР поручил сформировать дизайнерские группы для проектирования объектов городской среды: зон отдыха, остановок, спортивных и детских площадок
Также было решено поддержать существующие дизайнерские подразделения на предприятиях, обеспечив их экспериментальным оборудованием и необходимыми ресурсами. Это повысило статус промышленного дизайна на государственном уровне.
1991
1991 год
Распад Советского Союза привел к исчезновению заказов на промышленный дизайн со стороны государства
Профессионалы переквалифицировались в графический и интерьерный дизайн, многие эмигрировали. Прекратил существование журнал «Техническая эстетика» — главное издание отрасли.
2001
2001 год
Ведущие российские студии дизайна стали развивать направление промышленного дизайна
Это стало знаковым событием, ознаменовавшим возрождение отрасли. В первый же год было реализовано несколько проектов в области товаров народного потребления. Отрасль снова стала востребованной как у российских, так и у международных заказчиков.
2004
2004 год
Российские промышленные дизайнеры начали получать признание на международной арене, участвуя в престижных выставках потребительских товаров
В 2004 году работа дизайнера Виктора Фрейденберга была отмечена на одной из самых авторитетных премий в области промышленного дизайна — Red Dot Design Award. Светящееся цветочное сооружение высотой более человеческого роста, закрепленное на тонком упругом штативе из нержавеющей стали, реагировало на малейшее прикосновение, имитируя движения живого растения. Разнообразие цветов, фактур и форм, позволяло создавать целые композиции, которые оживляли любое пространство.
2006
2006 год
Глава Минэкономразвития внес в правительство Концепцию развития в промышленного дизайна в России
Данный шаг был продиктован необходимостью повысить конкурентоспособность отечественных товаров. К разработке привлекли ВНИИТЭ, Союз дизайнеров и независимые дизайн-студии.
2009
2009 год
Появление в России компаний с полным циклом создания продукта
В стране стали появляться коллективы, готовые создавать продукцию по полному циклу: от исследований и дизайна до конструирования и производства. Так были созданы проекты электропоезда, медицинского дефибриллятора и даже селенохода.
2016
2016 год
Промышленный дизайн в Москве
Остановки общественного транспорта оснастили встроенным освещением, видеонаблюдением и бесплатным Wi-Fi.
Также появились обновленные информационные табло, работающие в онлайн-режиме и показывают время прибытия следующего транспорта.
2018
2018 год
В Москве появился электробус — бесшумный наземный транспорт
В отличие от обычных автобусов, он не загрязняет город выхлопными газами. Перед троллейбусом у электробуса также есть преимущества: ему не нужна контактная сеть, а затраты на его эксплуатацию ниже на 10%.
2020
2020 год
В метро Москвы появились поезда серии «Москва-2020»
Поезд приобрел более мягкую обтекаемую форму — это снизило сопротивление при движении и позволило экономить энергию.
В новых вагонах поставили кондиционеры, Wi-Fi, USB-зарядки и дисплеи с информационным и развлекательным контентом, а ширина дверного проема была увеличена почти в 2 раза.
2023
2023 год
Появление первого столичного речного пассажирского судна «Синичка»
В Москве запустили речные трамваи с чисто электрическими силовыми установками — это принципиально новый вид транспорта, которому еще нет аналогов в мире. Необычный общественный транспорт получил название «Синички». Название судна дано по реке «Синичка» — это река на северо-востоке Москвы, левый приток реки Яузы. Трамваи курсируют по Москве-реке между причалами «Киевский» и «Сердце столицы». Они разгоняются до 25 км/ч и могут брать на борт до 50 пассажиров.
2024
2024 год
Выход на линии метро поезда нового поколения «Москва-2024»
У поездов «Москва-2024» улучшенная аэродинамика и эргономика, повышенная шумоизоляция и вместимость. По сравнению с предыдущей серией «Москва-2020» маска поезда «Москва-2024» стала более прямоугольной, увеличился угол наклона, что улучшило аэродинамику, изменилась форма и расположение световых элементов. Многие детали интерьера стали эргономичнее и комфортнее для пассажиров, а также удобнее в техническом обслуживании.