
1918
1918 год
Развитие промышленности выявило необходимость повышения эстетической привлекательности для выпускаемых заводами товаров
При отделе изобразительных искусств Народного
комиссариата просвещения создается подотдел художественной промышленности. Его
задача — следить за художественным уровнем промышленной
продукции. Так простым вещам художники стали придавать красивую форму
с учетом возможностей технологического оборудования. При этом учитывались
эргономика, безопасность и невысокая себестоимость.

1920
1920 год
ВХУТЕМАС
Для реализации задач по повышению
художественного уровня товаров народного потребления остро не хватает
кадров. На этой волне создается знаменитый ВХУТЕМАС — Московские
Высшие Государственные Художественно-технические Мастерские. За подготовку
художников-мастеров высшей квалификации берутся лучшие деятели искусств того
времени: Родченко, Татлин, Степанова, Попова, Ладовский, Щусев, Бруни,
Кандинский, Фаворский, Удальцова и другие.

1934
1934 год
Первым крупным достижением советских дизайнеров
стал Московский метрополитен
Позднее его признали одним из лучших
достижений мирового дизайна. Подземная архитектура, средства визуальной
коммуникации, фирменная одежда, поезда — все было выполнено
в «аэродинамичном» стиле. Для него характерны плавность линий,
обтекаемость форм и олицетворение скорости.

1963
1963–1965 годы
Постановлением Совета министров СССР создан
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
Специалисты института практически сразу предложили соотечественникам новаторские идеи, например — экспериментальное шестиместное такси. Под руководством основоположника советской школы автодизайна Юрия Долматовского был разработан и произведён единственный экземпляр этого автомобиля. Его уникальная компоновка была характерна для автобусов: место водителя располагалось над передними колесами, а двигатель — сзади. Испытания этой машины проходили в Москве.

1967
1967 год
В СССР появился государственный Знак Качества,
который наносили на упаковки товаров, ярлыки и этикетки
Он стал знаком отличия для предприятий,
выпускавших качественные товары, и стимулом для всех остальных. Чтобы
получить его, нужно было пройти строгую проверку и аттестацию. Дизайн Знака
представлял собой изображение пятиконечной звезды — символа
СССР — со вписанной внутрь буквой «К».

1970
1970 год
Перед отечественным дизайном был поставлен ряд
непростых задач: подключить дизайнеров к промышленности, решить проблему
подготовки высококвалифицированных кадров и разработать эффективную
программу внедрения достижений дизайна в культуру производства
и потребления в СССР
Это стало началом нового этапа в отечественном
дизайне: переход от проектирования отдельных вещей к комплексам
и ансамблям, а от них — к созданию целостной
предметной среды. Специалисты стали глубже изучать производство, технологии
и материалы. За три года (1970-1973) число дизайнерских подразделений
на предприятиях увеличилось на 30%.

1980
1980 год
Олимпиада 1980 года стала настоящим испытанием для
всей промышленности Советского союза
Дизайнеры разрабатывали мебель, спортивный
инвентарь и сувенирную продукцию. Тогда советский дизайн вышел
на новый уровень и был признан во всем мире.

1987
1987 год
Совет Министров РСФСР поручил сформировать
дизайнерские группы для проектирования объектов городской среды: зон отдыха,
остановок, спортивных и детских площадок
Также было решено поддержать существующие
дизайнерские подразделения на предприятиях, обеспечив
их экспериментальным оборудованием и необходимыми ресурсами. Это
повысило статус промышленного дизайна на государственном уровне.

1991
1991 год
Распад Советского Союза привел к исчезновению заказов на промышленный дизайн со стороны государства
Профессионалы переквалифицировались
в графический и интерьерный дизайн, многие эмигрировали. Прекратил
существование журнал «Техническая эстетика» — главное
издание отрасли.

2001
2001 год
Ведущие российские студии дизайна стали развивать направление промышленного дизайна
Это стало знаковым событием, ознаменовавшим возрождение отрасли. В первый же год было реализовано несколько проектов в области товаров народного потребления. Отрасль снова стала востребованной как у российских, так и у международных заказчиков.

2004
2004 год
Российские промышленные дизайнеры начали получать признание на международной арене, участвуя в престижных выставках потребительских товаров
В 2004 году работа дизайнера Виктора Фрейденберга была отмечена на одной из самых авторитетных премий в области промышленного дизайна — Red Dot Design Award. Светящееся цветочное сооружение высотой более человеческого роста, закрепленное на тонком упругом штативе из нержавеющей стали, реагировало на малейшее прикосновение, имитируя движения живого растения. Разнообразие цветов, фактур и форм, позволяло создавать целые композиции, которые оживляли любое пространство.

2006
2006 год
Глава Минэкономразвития внес в правительство
Концепцию развития в промышленного дизайна в России
Данный шаг был продиктован необходимостью повысить конкурентоспособность отечественных товаров. К разработке привлекли ВНИИТЭ, Союз дизайнеров и независимые дизайн-студии.

2009
2009 год
Появление в России компаний с полным циклом создания продукта
В стране стали появляться коллективы, готовые создавать продукцию по полному циклу: от исследований и дизайна до конструирования и производства. Так были созданы проекты электропоезда, медицинского дефибриллятора и даже селенохода.

2016
2016 год
Промышленный дизайн в Москве
Остановки общественного транспорта оснастили встроенным освещением, видеонаблюдением и бесплатным Wi-Fi.
Также появились обновленные информационные табло, работающие в онлайн-режиме и показывают время прибытия следующего транспорта.
Также появились обновленные информационные табло, работающие в онлайн-режиме и показывают время прибытия следующего транспорта.

2018
2018 год
В Москве появился электробус —
бесшумный наземный транспорт
В отличие от обычных автобусов, он не загрязняет город выхлопными газами. Перед троллейбусом у электробуса также есть преимущества: ему не нужна контактная сеть, а затраты на его эксплуатацию ниже на 10%.

2020
2020 год
В метро Москвы появились поезда серии «Москва-2020»
Поезд приобрел более мягкую обтекаемую форму — это снизило сопротивление при движении и позволило экономить энергию.
В новых вагонах поставили кондиционеры, Wi-Fi, USB-зарядки и дисплеи с информационным и развлекательным контентом, а ширина дверного проема была увеличена почти в 2 раза.
В новых вагонах поставили кондиционеры, Wi-Fi, USB-зарядки и дисплеи с информационным и развлекательным контентом, а ширина дверного проема была увеличена почти в 2 раза.

2023
2023 год
Появление первого столичного речного пассажирского
судна «Синичка»
В Москве запустили речные трамваи с чисто
электрическими силовыми установками — это принципиально новый вид
транспорта, которому еще нет аналогов в мире. Необычный общественный
транспорт получил название «Синички». Название судна дано
по реке «Синичка» — это река на северо-востоке
Москвы, левый приток реки Яузы. Трамваи курсируют по Москве-реке между
причалами «Киевский» и «Сердце столицы». Они
разгоняются до 25 км/ч и могут брать на борт
до 50 пассажиров.

2024
2024 год
Выход на линии метро поезда нового поколения
«Москва-2024»
У поездов «Москва-2024» улучшенная аэродинамика и эргономика, повышенная шумоизоляция и вместимость. По сравнению с предыдущей серией «Москва-2020» маска поезда «Москва-2024» стала более прямоугольной, увеличился угол наклона, что улучшило аэродинамику, изменилась форма и расположение световых элементов. Многие детали интерьера стали эргономичнее и комфортнее для пассажиров, а также удобнее в техническом обслуживании.