Автор дизайна: Елена Колосова
Производитель: Елена Колосова
Регион: г. Москва
Описание проекта: Комплект украшений в технике сутажной вышивки с вставками из синтезированного ювелирного стекла с имитацией кварца-волосатика, а также страз и бисера. В основе концепции дизайн-проекта украшений лежит легенда о происхождении рутилового кварца-волосатика, связанная с богиней любви и красоты. Для того чтобы искупаться в самом чистом горном роднике на Земле, с Олимпа спустилась Венера. Купаясь, она обронила прядь своих золотистых волос, а возвратившись к источнику спустя время, увидела свои локоны в замершем роднике и, для того чтобы навсегда оставить понравившейся блеск перелива золотых волос, превратила лёд в горный хрусталь. Так как Венера является богиней любви и красоты, комплект украшений с вставками из ювелирного стекла с имитацией «волосатика» был разработан с целью: подчеркнуть и раскрыть женскую красоту и любовь, а также стать средством самовыражения и индивидуальности. Цветовая гамма комплекта украшений была подобрана под полученное ювелирное цинк боросиликатное стекло и соответствует кремовой палитре. Кремовый – оттенок бежевого цвета, имеющий сходство со сливками, которые обладают легким желтоватым оттенком. Данный цвет называют успокаивающим и умиротворяющим, с его помощью можно создать легкий и воздушный женственный образ. За счет оформления в технике сутажной вышивки комплект украшений станет эксклюзивным и роскошным атрибутом в арсенале каждой девушки, который придаст уверенности в себе.
Технологическая новизна: На основе цинк боросиликатного стекла путем подбора технологических режимов и введения добавок получен материал, имитирующий кварц-волосатик белого цвета, исследованы его свойства. С вставками из синтезированного материала изготовлен комплект украшений в технике сутажной вышивки. Цинк боросиликатное стекло представляет интерес для создания ювелирного стекла благодаря низкой температуре варки (1150°С), которая обеспечивает хорошую технологичность, доступности сырья (ZnO, H3BO3, Зола рисовой шелухи - SiO2) и хорошим эстетическим свойствам по показателю преломления (< 1.650), блеску (85-103 GU) и твердости (7-8). Формирование имитации эффекта кристаллизации в данных стеклах возможно за счет технологических условий и введения различных добавок. В настоящее время образцы стекла с имитацией кристаллизационного эффекта отсутствуют. Использование ювелирного стекла на современном этапе актуально, так как данный материал, обладая доступной стоимостью, дает возможность имитации камней "волосатиков".
Экономический эффект: Украшения с ювелирными камнями «волосатиками», которые предлагает сегодня рынок украшений, представлены в основном в виде вставок кабошона в металлический каст или бус. Спросом пользуются как украшения с минералами, так и с синтетическими имитационными материалами. Одной из самых молодых техник с растущей популярностью в мире украшений ручной работы является техника сутажной вышивки. В свободном доступе можно найти огромное количество пошаговых инструкций и мастер-классов, но мастеров, отлично владеющих сутажной техникой изготовления украшений, совсем немного. Применения ювелирных камней «волосатиков» в украшениях с сутажной вышивкой при анализе рынка ювелирных украшений не обнаружено.
Межотраслевое значение продукта: Данное синтезированное цинк боросиликатное стекло можно подвергать огранению и окрашиванию для имитации кварца и других камней с высоким показателем преломления и использовать в ювелирной промышленности. Также полученный материал представляет интерес для использования при производстве оптических устройств.
Эргономичность: Комплект сутажных украшений можно носить в течение длительного времени. По результатам эксперимента украшения практически не ощущаются при эксплуатации, не "отягощают" и не вызывают болевых ощущений (вес сережек - 9 г, колье - 45 г). Благодаря отделке изнаночной стороны из кожи, украшения обеспечивают приятные тактильные ощущения и обладают достаточной влагостойкостью для комфортного ношения на теле.
Художественная значимость: Сутажная вышивка была придумана в начале 14 века и одной из целей ее изобретения было воссоздание русского ленточного плетения. Узоры сутажной вышивки украшали униформу гусар, особенно богато расшивали мундиры, дамские платья. В России она стала знаменита благодаря Петру Ⅰ. В конце 20 века выделилось отдельное направление – «создание украшений». Данная техника заключается в сшивании сутажа с бисером, бусинами и камнями. Сутажная вышивка обеспечивает изготовление украшений с отражением многих традиционных орнаментов и мотивов. Например, при создании национальных украшений республики Саха в технике сутажной вышивки, возможно не только отражение традиционных мотивов, но и значительное снижение общей массы головных и шейно-нагрудных комплектов.