первый российский серийный электромобиль Атом
Описание проекта
Атом — первый российский серийный электромобиль. Технологичный, функциональный, с широкими возможностями для персонализации. В основе идеи — принципиально новый опыт взаимодействия человека с автомобилем. Атом призван наполнить жизнь владельца положительными эмоциями и стать для него незаменимым спутником — как смартфон. Атом — универсальный электромобиль для людей, а также для бизнеса: создаются версии для такси, каршеринга и доставки. Это сделает Атом знаковым элементом городской мобильности и нового времени. Электромобиль Атом разрабатывается с 2021 года АО «КАМА». Компания объединяет более 1600 экспертов с опытом работы в крупнейших российских и международных автомобильных и ИТ-компаниях. Центр компетенций и производственная площадка находятся в Москве, подразделения — в Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Тольятти, а также в Нанкине и Шанхае (Китай). Запуск серийного производства Атомов планируется в 2025 году.
Технологическая новизна
У Атома собственная электронная архитектура — кибербезопасная операционная система Атом ОС, цифровой маркетплейс и уникальный идентификатор Атом ID. Вместе они превращают автомобиль в полноценный гаджет с возможностью установки приложений и сервисов, а также автоматического обновления. Управление будет производиться с помощью руля с сенсорным дисплеем, голосового помощника и проекции дополненной реальности на лобовом стекле (AR HUD). Подобная интеграция технологий обеспечивает уникальный пользовательский опыт и позволяет заменить большинство физических кнопок и контролов. Доступ в салон упрощен за счет автоматических распашных дверей и отсутствию центральной стойки. Конструкция подвески и рулевого механизма позволяет Атому делать полный разворот на 180 градусов на улицах с односторонним движением, что недостижимо для других автомобилей. Это важный аспект для городского использования электромобиля Атом, учитывая узкие улицы, высокую плотность припаркованного транспорта и ограниченное пространство для маневрирования.
Экономический эффект
Важно учитывать, что эксплуатационные расходы электромобилей значительно ниже, чем у машин с ДВС. В целом, электромобиль выгодно иметь в России. Это мнение мы подкрепляем актуальными фактами. Освобождение от транспортного налога В 2024 году в некоторых регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург, владельцы электромобилей могут не платить транспортный налог. В Подмосковье и других регионах условия отличаются, уточнить информацию о льготах можно на сайте ФНС или местных органов власти. Скидка на кредит при покупке отечественного электромобиля Еще с 2023 года можно купить по госпрограмме электромобиль российского производства. Субсидия работает так: государство дает скидку на покупку электромобиля до 35%. Максимальная скидка — 925 тыс. рублей. Для сравнения, скидка на бензиновую машину 20%, а стоить она должна не дороже 2 млн рублей. Бесплатная парковка В Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске владельцы электромобилей могут не платить за парковку. Например, в Санкт-Петербурге для этого нужно подать заявление и пакет документов в отделение МФЦ или на Госуслугах.
Межотраслевое значение продукта
Атом — универсальный электромобиль для людей, а также для бизнеса: создаются версии для такси и каршеринга. Благодаря модульной платформе, на которой построен Атом, в будущем возможно создание автомобилей с разными габаритами и типами привода — от компактных городских моделей до более крупных машин для специализированных задач. Программно-цифровая архитектура обеспечивает гибкое управление набором бортовых сервисов и их персонализацию, контекстную поддержку различных сегментов пользователей, включая аспекты доступности (accessibility) для людей с ограниченными возможностями, а также поддержку государственных услуг в сфере транспорта. Для сервисов каршеринга Атом готов к эксплуатации сразу с конвейера, а расширенная телематика и онлайн-диагностика позволяют снизить затраты на ремонт и обслуживание. Благодаря Атом ID пользователи могут переносить свои настройки на любой Атом, что гарантирует удобство и комфорт во время поездки. Для таксопарков Экосистема Атома также ориентирована на пассажиров и владельцев таксопарков. Отсутствие переднего сиденья обеспечивает простор и комфорт во время поездки, а распашные электрические двери упрощают посадку и высадку, повышая удобство и безопасность. Для пользователей доступна развитая сеть зарядных станций и корпоративные тарифы от наших партнеров.
Эргономичность
Аспекты физической и когнитивной эргономики изначально являются приоритетом. Отказ от лишних физических органов управления и автоматизация рутинных функций автомобиля призваны снизить отвлекающие факторы во время движения и обеспечить максимальную концентрацию на дороге. Ключевая информация проецируется на дисплей в поле зрения, а голосовой ассистент позволяет управлять функциями автомобиля без лишних движений. Это снижает необходимость отвлекаться от дороги и, как следствие, уменьшает риск дорожных происшествий. Каждый Атом оснащен комплексом систем помощи водителю (ADAS), способных контролировать дорожную ситуацию, предугадывать возможные опасности и инциденты, оперативно привлекать внимание водителя, а также автоматически реагировать на возникающие препятствия и угрозы. Встроенные в каждый Атом сервисы автопарковки позволяют существенно упростить парковку, посадку и высадку в узких пространствах и подземных паркингах, снижая риски повреждения автомобиля как для новичков, так и для опытных водителей. Благодаря постоянному подключению к сети и наличию внешних камер, Атом способен фиксировать дорожные правонарушения, а также осуществлять фото- и видеофиксацию дорожных ситуаций. Функция управления зарядом аккумуляторов Атома позволяет заранее планировать маршруты до зарядных станций, выбирать оптимальные пункты под свой путь, бронировать их и оплачивать. Ключевая особенность внешнего облика автомобиля — его компактность, идеально подходящая для городской среды. При этом внутреннее пространство Атома по объективным характеристикам соответствует автомобилю классом выше, что достигается оптимальными решениями в компоновке салона и общей концепцией минимализма.
Художественная значимость
Атом стал первым за десятилетия российским автомобилем, полностью спроектированным в стране и прошедшим все этапы разработки — от скетчей и прототипов до готового к массовому производству транспортного средства. Это важнейший прецедент для отечественной практики и рынка промышленного и цифрового дизайна. Концепция минимализма, заложенная в дизайн и инженерные решения, позволила создать компактный автомобиль, свободный от избыточных акцентов и визуального шума, но при этом сохраняющий узнаваемый облик. Целый ряд разработанных решений является инновационным и подлежит патентованию. Среди них — интерактивный руль-гаджет со встроенным дисплеем, электрические распашные двери, встроенный в процесс управления автомобилем голосовой ассистент на базе технологий искусственного интеллекта и др. Отдельное внимание уделено персонализации: система «профиль комфорта» позволяет настроить автомобиль под конкретного водителя и сохранить эти параметры для использования на любом Атоме. Одним нажатием можно восстановить индивидуальные настройки — решение особенно актуально для каршеринга и такси. Наличие маркетплейса и предустановленных приложений позволяет пассажирам оперативно решать разнообразные задачи в пути, экономя время, а также стимулирует развитие российского рынка автомобильных сервисов и приложений. Визуальный образ автомобиля дополняют двухцветная окраска кузова, увеличенный дорожный просвет и декоративные элементы, придающие Атому более подтянутый, компактный и динамичный вид с элементами компактного кроссовера.
Ориентация на глобальный рынок
Атом — не просто электромобиль, а полноценный гаджет на колесах с собственной операционной системой, что значительно увеличивает его конкурентоспособность на рынке. К тому же мы видим, что электромобили становятся все более популярными в мире. Их продажи растут с каждым годом, и многие страны активно развивают инфраструктуру для их поддержки. Это создает уникальные возможности для международного сотрудничества. На данный момент мы прорабатываем несколько экспортных проектов, которые находятся на стадии обсуждения между правительствами и заинтересованными бизнес-структурами.