Автор дизайна: Никонов Федор Борисович
Производитель: ООО
Регион: г. Москва
Описание проекта: «Самопарк» - это малая архитектурная форма (МАФ), которая представляет собой унифицированный блок (модуль) фиксации переднего колеса и стойки электросамоката, выполненный из полимерно-песчаного композита (ППК) или бетона. «Самопарк» очень надежен: обеспечивает высокую степень устойчивости самоката без дополнительного крепления Решение позволяет регулировать и формировать удобные и безопасные парковочные пространства на уровне района. "Самопарки" являются базовой инфраструктурной для внедрения на территории субъекта (города) информационной системы платных парковок для коммерческих электросамокатов. Информационная система (ИС) представляет собой мобильное приложение со следующими функциями: • Планирование парковочных пространств и учет МАФ для подведомственных городских организаций ЖКХ • Информирование посредством ИС граждан и вендоров (Yandex, Whoosh и пр.) о наличии свободных и занятых парковочных модулей Планирование парковочных пространств: При установке МАФ «самопарк» на местности проводится считывание QR-кода с уникальным номером. Информация о МАФ, а также координаты точки, где было произведено считывание QR-кода, заносятся в ИС. При перемещении МАФ на более востребованное место информация о координатах обновляется. В дальнейшем функционал ИС в части инвентаризации может быть распространен на остальные городские МАФ (урны, лавки и пр.) Поиск мест для парковки: При использовании сервиса аренды пользователь считывает QR-код самоката. Предполагается, что также будет производиться считывание QR-кода самопарка. Таким образом, в ИС будет поступать информация о свободных и занятых местах и рассчитываться плата за пользование парковкой. Счет на оплаты выставляется вендору, средства перечисляются в городской бюджет. На первоначальном этапе формирования парковочных пространств, предполагается возможность сканирования QR-кода с ближайшего, занятого парковочного места. Данные о систематической нехватке парковочных мест будут основанием для установки дополнительных модулей.
Технологическая новизна: На территории Российской Федерации предлагаемое решение не используется, что подтверждается заявкой на изобретение. ФИПС завершаются мероприятия по регистрации прав на объект интеллектуальной собственности «Устройство парковки самокатов» (заявка № 2023132867). По решению ГБУ «Агентство инноваций города Москвы», парковочное устройство включено в Перечень инновационной, высоко-технологичной продукции и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства. Позиция в перечне ИВП № 1328, см. письмо от 27.02.2025 № АИМ-01-12-174/25.
Экономический эффект: • "Самопарк" обеспечивает подготовку инфраструктуры для последующего введения штрафов за парковку электросамокатов вне предусмотренных мест, а также для взимания платы с вендоров; • Получение платы с вендоров (коммерческих организаций), извлекающих выгоду от сдачи в аренду электросамокатов для пользования в горской среде; • Повышение эффективности уборки городских территорий (тротуаров, проездов и пр.) в летний период ввиду отсутствия стихийно припаркованных самокатов; • Существенное увеличение объёмов реальной переработки вторичного сырья (ПВД, ПНД), образованного на территории городов, путем его использования при изготовлении МАФ «самопарк».
Межотраслевое значение продукта: • Использование МАФ "Самопарк" в составе Информационной системы платных парковок одновременно решает задачи ОВИ в области транспортного и жилищно-коммунального регулирования городской среды. • «Самопарк» (в составе информационной системы) обеспечивает получение ОМС и организациями из контура ЖКХ эффективной системы инвентаризации как «самопарков», так и иных МАФ, с возможностью обратной связи от жителей (при необходимости); • Внедрение информационной системы, позволяет вендорам и жителям оперативно получать информацию о свободных парковочных местах для электросамокатов; • Использование решения из Перечня инновационной, высокотехнологичной продукции г. Москвы имеет положительный репутационный эффект;
Эргономичность: • Значительный вес блока (~40 кг) обеспечивает высокую степень устойчивости самоката без дополнительного крепления, а также препятствует его перемещению или хищению; • Полимерный композит и/или бетон стоек к ударам и царапинам, не подвержен разрушению в широком температурном диапазоне, не теряет свойств при длительном воздействии противогололедных реагентов; • Позволяет подведомственным организациям ЖКХ регулировать и формировать удобные и безопасные парковочные пространства. При необходимости может быть легко перераспределен на более востребованные парковочные пространства; • Оборудуется QR-кодом и/или NFC/RFID-меткой, содержащим идентификационный номер, инструкцию по использованию, полезную городскую информацию, а также светоотражающими элементами для повышения безопасности в ночное время.
Художественная значимость: • "Самопарк" комфортно вписывается в любое городское пространство без существенных затрат на благоустроительные работы. Не требует обустройства дополнительного фундамента, или иного основания; • С эстетической точки зрения дизайн выполнен в ключе современных, минималистических трендов. Отсутствуют избыточные детали, не влияющие непосредственно на эффективную эксплуатацию МАФ.
Ориентация на глобальный рынок: В публичных средствах массовой информации данный вопрос рассматривается в негативном ключе. • Российская газета. «Самокаты будут эвакуировать за неправильную парковку» ; В Москве вводится эвакуация неправильно припаркованных электросамокатов • РИА Новости. Госдума России рассматривает вопрос ужесточения требований к парковке. В ряде крупных мегаполисов (Париж, Амстердам), коммерческое использование электросамокатов в городской черте запрещено или существенно ограничено, поскольку местные органы власти не смогли обеспечить эффективный контроль за дорожным движением электросамокатов, в том числе их безопасную парковку. На данный момент в России, в т.ч. в Москве ведется активная работа по регулированию движения самокатов на дорогах общего пользования (устанавливаются решистрационные номера и др.) с использованием автоматизированных средств видеоконтроля. "Самопарк" позволяет решить вторую часть проблемы: обеспечить безопасную парковку, а также организовать сбор платы за использование городского пространства в целях извлечения выгоды при сдаче в аренду электросамокатов. Эффективное решение данной проблемы в России позволит говорить о возможности экспорта данного решения в другие страны, преимущественно в крупные города (мегаполисы), имеющие схожие проблемы, связанные со стихийным использованием и парковкой электросамокатов.