Первый российский скоростной пятисекционный низкопольный трамвай двустороннего движения модели 71-952 «Воевода»
Описание проекта
Первый российский скоростной пятисекционный низкопольный трамвай двустороннего движения модели 71-952 «Воевода». Создан ведущим российским разработчиком и производителем городского электротранспорта – компанией «ПК Транспортные системы». Вагон был представлен на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2025. Трамвай «Воевода» с двусторонней компоновкой и двумя кабинами сочетает в себе вместительность метро и маневренность трамвая. Может использоваться в системах легкого рельсового транспорта, подходит для крупных агломераций, маршрутов с высоким пассажиропотоком, линий метротрама. В конструкции используется четыре тележки, включая две поворотные. Такой подход впервые используется в российском легком рельсовом транспорте. Конструкция обеспечивает уверенное прохождение кривых малого радиуса — до 16 метров — и позволяет использовать вагон даже на линиях без разворотных колец. Салон, по сравнению с предыдущими моделями, стал шире на 50 мм. В одной из секций размещена большая накопительная площадка с четырьмя дверями, что ускоряет посадку и высадку. Всего в вагоне 14 дверей (10 двойных): по 7 с каждой стороны. Интерьер трамвая выполнен из алюминия. Это значительно снижает пожарную нагрузку и делает его не просто эстетичным, но и долговечным. Конструкция предусматривает панорамное остекление, эргономичные сиденья, подогреваемые зоны у дверей, места для велосипедов, родителей с колясками и маломобильных пассажиров, кнопка вызова водителя, аппарели для заезда в салон, USB-розетки, мультимедийные комплексы и современная климатическая система. Двусторонние информационные системы в оконных проемах показывают снаружи маршрут и следующую остановку, а внутри транслируют сервисную и навигационную информацию. За безопасность отвечает система активной помощи водителю на основе отечественных технологий искусственного интеллекта. Она анализирует дорожную ситуацию с помощью камер и датчиков, контролирует скорость, прогнозирует риски, предупреждает водителя и при необходимости автоматически активирует плавное торможение. Предусмотрена система мониторинга внимания водителя — при его отвлечении вагон может быть остановлен автоматически. Трамвай оснащен системой рекуперации энергии и гибкой системой накопителей. Базовый автономный ход составляет до 15 км при полной загрузке, работающем климатическом оборудовании и скорости до 25 км/ч. При установке энергоемких аккумуляторов автономность может быть увеличена до 100 км. Вагон длиной 37,5 метров, вмещает до 400 пассажиров, из них 72 — на местах для сидения. При необходимости, вагон может быть модифицирован в семисекционный, что позволит увеличить его вместимость до 500 человек. Справка: «ПК Транспортные системы» («ПК ТС») – российский разработчик и производитель современного инновационного городского электротранспорта. Учрежденная в 2013 году компания специализируется на создании стопроцентного низкопольного подвижного состава. «ПК Транспортные системы» выпускает более 10 моделей трамваев одно- и двустороннего движения, длиной от 17 до 38 метров, и 4 модели колесного транспорта на электрической тяге (две модели троллейбуса и две модели электробуса). Сегодня на территории Российской Федерации эффективно эксплуатируются более 1250 трамвайных вагонов и более 550 троллейбусов, произведенных компанией «ПК Транспортные системы». Производственные площадки «ПК Транспортные системы», расположенные в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе позволяют выпускать до 450 единиц подвижного состава ежегодно.
Технологическая новизна
1. Первый в РФ пятисекционный трамвай с уровнем локализации 95%, включая двигатели и редукторы. 2. Четыре тележки (две поворотные) для маневренности на кривых малого радиуса (до 16 метров). 3. Возможность работы без разворотных колец (2 кабины водителя). 4. Система активной помощи водителю на основе ИИ: контроль скорости, прогнозирование рисков, автоматическое торможение. 5. Автономный ход до 15 км (возможность увеличения до 100 км с энергоемкими аккумуляторами). 6. Рекуперация энергии, адаптация к системам автоматики метрополитена (АРС-ЛРС).
Экономический эффект
• Инвестиции ПК ТС в проект составили 2,3 млрд рублей (развитие производственных мощностей и суверенизация). • Снижение затрат: нет зависимости от импорта за счет локализации ключевых компонентов. • Гибкость модификации к росту пассажиропотока без возврата на производство. • Экономия на инфраструктуре: трамвай заменяет необходимость в дорогостоящем строительстве метро или других альтернативных систем.
Межотраслевое значение продукта
Созданный в РФ первый пятисекционный низкопольный трамвай с четырьмя тележками, включая две поворотные, обеспечило вагону уверенное прохождение кривых малого радиуса. Ключевые задачи, которые решает трамвай «Воевода»: возможность адаптации к росту пассажиропотока, посредством увеличения количества вагонов, работы на линиях без разворотных колец, увеличение автономности. Также вагон дает возможность применения решений из метрополитена (АРС-ЛРС). В трамвае «Воевода» используются отечественные ИИ-технологии для управления, что предоставляет пассажирам комфортабельные и безопасные условия перевозки. Реализованные технические решения могут быть использованы в трамвайных депо государственных перевозчиков. Первая часть сертификационных испытания «Воеводы» прошла в июне 2025 года на Невском заводе электрического транспорта (входит в «ПК Транспортные системы»). Финальная часть — в Санкт-Петербурге сразу после завершения «ИННОПРОМ-2025».
Эргономичность
Первый российский скоростной пятисекционный трамвай модели 71-952 закрывает потребность мегаполисов в вместительном, безопасном и комфортном подвижном составе. Его вместимость до 400 пассажиров, может быть модифицирован в семисекционный с вместимостью до 500 человек. Для комфорта пассажиров предусмотрен: • широкий салон (+50 мм), 14 дверей для быстрой посадки/высадки; • низкопольная конструкция, аппарели, места для маломобильных пассажиров, велосипедов и колясок; • эргономичные сиденья, подогреваемые зоны, USB-розетки, климатическая система; • двусторонние информационные системы для навигации. Оснащен системой активной помощи водителю на базе ИИ, которая контролирует дорожную ситуацию и может автоматически тормозить. Также есть система мониторинга внимания водителя. Интерьер выполнен из алюминия, что значительно снижает пожарную нагрузку и делает его не просто эстетичным, но и долговечным.
Художественная значимость
Первый российский скоростной пятисекционный трамвай «Воевода» воплощает собой образец современной эстетики и передового дизайна, аналогов которому в России не представлено. В вагоне реализован: • обновленный дизайн фронтальной маски с динамичными линиями и узнаваемой оптикой; • оригинальная ливрея в холодных цветах, подчеркивающая современность; • алюминиевый интерьер: эстетика, долговечность, снижение пожарной нагрузки.
Ориентация на глобальный рынок
• Сертификация по ГОСТ 34809-2021 как легкорельсовое транспортное средство. • Адаптация для городов с высоким пассажиропотоком, включая мегаполисы и агломерации. • Потенциал для экспорта в страны, развивающие легкое рельсовое сообщение, благодаря сочетанию вместительности, автономности и современных технологий.