ПИНГВИН - ТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ КАТАМАРАН

Номинация/Категория Дизайн-прототип/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна Назаров Альберт Георгиевич
Производитель ООО АН Марин Консалтинг
Регион г. Москва

Описание проекта

ПИНГВИН - уникальный в мировой практике пассажирский катамаран, котороый транспортируется в контейнерах и собирается из модулей. Малый пассажирский катамаран ПИНГВИН предназначен для перевозки пассажиров на внутренних водных путях и в прибрежной зоне морей. Сам проект разработан для массового производства и транспортировки, перевозится в двух 40-футовых контейнерах, с простым пропульсивным комплексом. Судно не "маломерное", а пассажирское «под Регистр» для полноценной коммерческой эксплуатации. Основные характеристики: длина корпуса/наибольшая 12,0/12,4м, ширина наибольшая 4,4м, движители: подвесные моторы, возможен вариант стационарных дизелей или электродвижения, скорость 10…25 узлов (по согласованию с заказчиком), пассажировместимость 36 пассажиров, экипаж 2 человека, материал корпуса – композит. Дизайн/проектирование/патентообладатель - ООО АН Марин Консалтинг (Москва) Производитель - АО Русатом Ветролпасти (г.Ульяновск)

Технологическая новизна

«Пингвин» - уникальный в мировой практике пассажирский катамаран, собираемый из модулей. Идея этого проекта произошла из необходимости обеспечить транспортную доступность и туризм, что требует доставки пассажирского судна в отдаленные регионы. Отсюда идея доставки в контейнерах и сборке судна на месте. Результат - судно катамаранного типа, имеет мировую новизну и оригинальность, обеспечены логистические возможности по поставке за счет сборной конструкции, судно транспортируется в двух 40-футовых контейнерах. Применение композита обеспечивает снижение массы конструкции катамаранов на 25% по сравнению с аналогичным катамараном из алюминиевого сплава. Это означает меньшую потребную мощность и более высокую энергоэффективность судов. В варианте с электродвижением судно может нести большее аккумуляторных батарей. Корпус судна -полностью из отечественных материалов. Высокая технологичность постройки – до 20-30 судов в год из композита вместо 3-5 судов в год из металла. Судно создано для крупносерийного производства, экономичное в постройке, меньшая трудоемкость изготовления и меньшая стоимость жизненного цикла судна по равнению с аналогичным судном из металла. ПИНГВИН имеет сборную конструкцию на специальных клеевых соединениях. Судно состоит из композитных модулей, стыкующихся с использованием клеевых соединений, без вторичного армирования. Стапель для сборки поставляется вместе с судном. Несмотря на небольшие размеры, ПИНГВИН – это полноценное пассажирское судно, с классом Регистра. Гибкое решение пропульсивного комплекса с вариантами установок. Судно может быть оборудовано подвесными двигателями (на дизельном либо бензиновом топливе), стационарными двигателями, водометами либо системой электродвижения по выбору заказчика. Многовариантность пропульсивного комплекса позволяет решить проблему подбора двигателей на рынке РФ. Имеет экспортный потенциал в дружественные страны. На проект ПИНГВИН получено три патента РФ: Патент на промышленный образец №147375 – на внешний облик катамарана Патент на изобретение №2842753 – на узел сборки секций моста и корпуса Патент на полезную модель №235275 – на принцип сборки катамарана. На проект ПИНГВИН получено письмо-заключение Российского морского регистра судоходства об одобрении эскизного проекта.

Экономический эффект

Основная идея проекта – это доступный водный транспорт. Доступный по возможностям поставки, доступный по стоимости приобретения и вхождения в бизнес. Объем потенциального рынка таких судов в РФ, в настоящее время – до 150 единиц. К факторам, обеспечивающим экономический эффект, относятся а) отсутствие необходимости в причалах б) снижение строительной стоимости за счет крупносерийного производства из композиционных материалов в) снижение массы суда и эксплуатационных расходов. Сравнивать различные проекты можно исходя из цены судна, деленной на количество пассажиров. По этому показателю ПИНГВИН обеспечивает наиболее низкую цену одного пассажиро-места – 1 млн руб., в то время как сравнимые суда постройки других предприятий РФ 1,5…6,2 млн.руб, в зависимости от типа и проекта. Указанное преимущество достигается за счет применения композиционных материалов, применяемых проектных решений и планируемой серийности постройки. Разработка проекта связана со Стратегией развития внутреннего водного транспорта (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р). Согласно поручению Президента (Пр-1496, п.1 б)-1), в РФ в 2023-2028 годах должно быть построено около 260 пассажирских судов, и разработана маршрутная сеть внутренних пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Также, проект соответствует целям комплексной научно-технической программы "Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства" (Распоряжения Правительства РФ от 4.07.2023 №1789-р) Таким образом, проект ПИНГВИН решает важнейшие народнохозяйственный задачи обеспечения транспортных перевозок и обеспечения технологического суверенитета РФ. Для конкретного пассажира проект ПИНГВИН – это возможность совершения поездки; для туроператора – возможность иметь в своем флоте современные суда, экономичные и безопасные.

Межотраслевое значение продукта

Технология композиционных материалов в судостроении имеет свою специфику производства и сертификации. Используемые в проекте пассажирского судна ПИНГВИН материалы и технологии, создают необходимые компетенции и могут быть применены и в других сегментах судостроения. Например, актуальными направлениями (но пока не реализуемыми в РФ из композитов) является создание безэкипажных катеров, а также прогулочных и рыбопромысловых судов. Проект ПИНГВИН – это решение для туристической отрасли, в настоящее время недостаток подобных судов сдерживает развитие туризма.

Эргономичность

Разработки проекта выполнена в первую очередь «от обитаемых пространств» - для обеспечения комфорта и функциональности судна. В случае с ПИНГВИНОМ, к вопросам эргономики добавляются требования к высокоскоростным судам, касающиеся безопасности в случае столкновения или ускорений на волнении. Посадка на судно осуществляется через бортовую дверь в кормовой части судна, либо по аппарели в носовой части. Сразу у входа предусмотрены места для габаритного багажа. Салон судна имеет увеличенные размеры проходов и кресел. Пост управления выполнен в носовой части салона. Носовая палуба безопасна и соответствует современным стандартам в случае столкновения.

Художественная значимость

В ходе разработки дизайна создан инновационный образ скоростного пассажирского судна, выделяющийся среди используемых (и проектируемых) в настоящее время в РФ и в мировой практике как по внешнему облику, так и по концепции транспортировки и сборки. Формообразование объекта и цветовые решения подчеркивают высокотехнологичный и узнаваемый характер изделия, в то же время все проектирование велось «под размеры контейнера» и «от технологии изготовления». При этом, дизайн лаконичен, ориентирован на максимизацию площадей при ограниченных размерах. Дизайн полностью реализуем - учтены технологические особенности композиционного материала, что позволяет изготавливать конструкции судна в соответствии с исходным дизайном, без «доработок» внешнего вида на стадии инжиниринга.

Ориентация на глобальный рынок

Проект является глобальным благодаря возможностям транспортировки. Более того, проект разработан именно «вокруг» возможностей транспортировки, что определяет его габариты и дизайн. Его можно доставить на любое побережье, собрать с использованием поставляемых в комплекте стапель-кондукторов и эксплуатировать. Например, озеро Иссык-Куль, реки Сибири или Дальний Восток – для ПИНГВИНА нет недоступных регионов, а вот привезти туда любое другое пассажирское судно проблематично. Суда подобного типа востребованы в странах, обладающих морским побережьем и внутренними водными путями. Например, в странах ЕАС это Казахстан и Киргизстан, в странах стран Азии это Индия, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и Бирма, которые безусловно заинтересованы в приобретении подобных судов или постройке по лицензии. Имеется потенциал экспорта в также в страны Африки и Южной Америки.