Речное скоростное пассажирское судно ФЛАМИНГО

Речное скоростное пассажирское судно ФЛАМИНГО

Автор дизайна: АН Марин Консалтинг

Производитель: ПАО СЗ Янтарь

Регион: Калининградская область

Описание проекта: Речное пассажирское скоростное судно проекта FLAMINGO обеспечивает транспортное сообщение по малым рекам России. Осадка судна - всего 0,5м, что позволяет эксплуатировать его на самых мелководных акваториях. FLAMINGO имеет возможность подходить к необорудованному берегу и высаживать на него пассажиров, т.е. для эксплуатации судна не нужны дорогостоящие причалы. Пропульсивная система судна - водометный движитель. К услугам пассажиров на судне просторный салон с креслами, санузел, полки и стеллажи для багажа, площадка для перевозки велосипедов, место для перевозки лиц с ограничениями по мобильности. В истории водного транспорта России было подобное судно – теплоход «Заря», которых начиная с 1960-х было построено более 200 единиц; эти суда решали проблемы транспортной доступности рек. Наш проект «Фламинго» - попытка возродить и переосмыслить его дизайн на основе современных технологий.

Технологическая новизна: В конструкции судна широко применены современные композиционные материалы, из которых изготавливаются салон и надстройка судна. Надстройка имеет трехслойную конструкцию из мультиаксиальных тканей и углеродного волокна, обеспечивающую легкость, жесткость, отсутствие вибрации, теплоизоляцию, а также привлекательный внешний вид. Нижняя часть судна (корпус) изготовлена из алюминиевого сплава, что обеспечивает стойкость к истиранию при выходе на берег. В отечественной практике такая комбинированная конструкция применяется на пассажирском судне впервые. Применяемый на судне водометный движитель - российского производства. В качестве средств движения в портах и населённых пунктах на малой скорости, судно может использоваться электродвигатель, что обеспечивает экологичность и отсутствие шума. Движение на максимальной скорости – с дизельным двигателем.

Экономический эффект: Экономический эффект производства и эксплуатации FLAMINGO определяется его чрезвычайной востребованностью на рынке РФ. Разработка связана со Стратегией развития внутреннего водного транспорта (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р). Согласно поручению Президента (Пр-1496, п.1 б)-1), в РФ в 2023-2028 годах должно быть построено около 260 пассажирских судов, и разработана маршрутная сеть внутренних пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Также, проект соответствует целям комплексной научно-технической программы "Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства" (Распоряжения Правительства РФ от 4.07.2023 №1789-р) Таким образом, проект FLAMINGO решает важнейшие народнохозяйственный задачи обеспечения транспортных перевозок и обеспечения технологического суверенитета РФ. К прочим факторам, обеспечивающим экономический эффект судна, относятся а) отсутствие необходимости в причалах б) снижение строительной стоимости за счет крупносерийного производства из композиционных материалов в) снижение массы суда и эксплуатационных расходов.

Межотраслевое значение продукта: Технология композиционных материалов в судостроении имеет свою специфику производства и сертификации. Используемые в проекте пассажирского судна FLAMINGO материалы и технологии, создают необходимые компетенции и могут быть применены и в других сегментах судостроения. Например, актуальными направлениями (но пока не реализуемыми в РФ из композитов) является создание безэкипажных катеров, а также прогулочных и рыбопромысловых судов.

Эргономичность: Разработки проекта FLAMINGO выполнена в первую очередь «от обитаемых пространств» - для обеспечения комфорта и функциональности судна. Именно от обитаемых пространств отталкивались дизайнеры при разработке экстерьера. Посадка на судно осуществляется по сходне в носовой части или с причала. Сразу у входа предусмотрены парковка для велосипедов, места для габаритного багажа. Салон судна имеет увеличенные размеры проходов и кресел. Место для лиц с ограничениями по мобильности (в инвалидной коляске) предусмотрено непосредственно на высоте носовой палубы, без необходимости спускаться в салон; там же находится санузел соответствующих размеров. Пост управления отгорожен от пассажирских помещений и обеспечивает необходимый обзор для решения задач безопасности судовождения. Носовая палуба безопасна и соответствует современным стандартам в случае столкновения.

Художественная значимость: В ходе разработки дизайна создан инновационный образ скоростного пассажирского судна, выделяющийся среди используемых (и проектируемых) в настоящее время в РФ и в мировой практике. Формообразование объекта и цветовые решения подчеркивают высокотехнологичный и узнаваемый характер изделия. Этетические качества поддерживают имиджевое значение проекта как новейшей разработки РФ. При этом, дизайн полностью реализуем - полностью учтены технологические особенности композиционного материала, что позволяет изготавливать конструкции судна в соответствии с исходным дизайном, без «доработок» внешнего вида на стадии инжиниринга. На проект подана заявка на патентование промышленного образца.

Ориентация на глобальный рынок: Суда подобного типа востребованы в странах, обладающих развитой речной сетью. Например, в странах ЕАС это Белоруссия, в Азии это Индия, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и Бирма, которые безусловно заинтересованы в приобретении подобных судов или постройке по лицензии. Имеется потенциал экспорта в также в страны Африки и Южной Америки.