Автор дизайна: АН Марин Консалтинг
Производитель: АН Марин Консалтинг
Регион: Москва
Описание проекта: Яхта-катамаран проекта SAGARIS предназначен для туризма и экспедиций в морских и океанских условиях; может быть использован как корпоративное судно. Материал корпуса – полимерный композиционный материал. Судно разработано в концепции «ГИМС-макс» - это означает, что фактически оно является маломерным (длина корпуса менее 20м), т.е. упрощена регистрация и эксплуатация. Однако катамаран обладает уникальной обитаемостью, характерной для значительно большего по размерам судна, за счет ширины и количества палуб. На судне оборудованы 6 кают для гостей, каюта экипажа, санузлы, просторный салон, флайбридж. Две из кают имеют собственные «приватные» балконы. Судно основано на технологиях электродвижения и использует экологически чистую электроэнергию для движения в портах и заповедниках; при движении на скорости в открытом море используются маршевые дизельные двигатели.
Технологическая новизна: При проектировании учет опыт команды дизайнеров АНМК, накопленный при работе над проектами прогулочных судов из композитов. В конструкции судна широко применены современные композиционные материалы, из которых изготавливаются корпус и надстройка судна. Надстройка имеет трехслойную конструкцию из мультиаксиальных тканей и углеродного волокна, обеспечивающую легкость, жесткость, отсутствие вибрации, теплоизоляцию, а также привлекательный внешний вид. Подводная часть судна изготовлена из монолитного композита, что обеспечивает долговечность, в т.ч. допускается зимовка на воде. Применение композитов на катамаране подобных размеров позволяет снизить массу корпуса на 25-30% по сравнению с аналогами из алюминиевых сплавов. Использование электродвижения обеспечивает отсутствие загрязнений шума, гибкость режимов эксплуатации, в сочетании с надежностью дизельных двигателей для океанских переходов. По мере развития технологий, возможен полный переход SAGARIS на электродвижение.
Экономический эффект: Экономический эффект производства и эксплуатации SAGARIS определяется его востребованностью на рынке РФ. Разработка связана со Стратегией развития внутреннего водного транспорта (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р). Также, проект соответствует целям комплексной научно-технической программы "Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства" (Распоряжения Правительства РФ от 4.07.2023 №1789-р) Таким образом, проект SAGARIS решает важнейшие народнохозяйственный задачи обеспечения внутреннего туризма и обеспечения технологического суверенитета РФ. К прочим факторам, обеспечивающим экономический эффект от постройки и эксплуатации судна, относятся снижение строительной стоимости за счет серийного производства из композиционных материалов, снижение массы судна и эксплуатационных расходов, возможность разместить большее количество запасов и оборудования.
Межотраслевое значение продукта: Технология композиционных материалов в судостроении имеет свою специфику производства и сертификации. Используемые в проекте пассажирского судна SAGARIS материалы и технологии, создают необходимые компетенции и могут быть применены и в других сегментах судостроения. Например, актуальными направлениями (но пока не реализуемыми в РФ из композитов) является создание безэкипажных катеров, а также прогулочных и рыбопромысловых судов.
Эргономичность: Судно имеет инновационную компоновку с поднятой палубой бака, что позволяет разместить жилые помещения на всю ширину судна. Кормовая половина судна на уровне главной палубы отведена под салон, имеющий остекление «от палубы» для панорамного обзора моря. Две из гостевых кают имеют «приватные» балконы, не просматриваемые с судна. Часть гостевых кают, а также каюта экипажа расположены на нижней палубе. Просторный флайбридж служит для отдыха гостей и особенно популярен на ходу в солнечную погоду. Внимание уделено схемам подсветки экстерьера, обзору «с видом на море» из всех помещений, обеспечению комфорта по стандарту «luxury». Пост управления обеспечивает необходимый круговой обзор для решения задач безопасности судовождения.
Художественная значимость: В ходе разработки дизайна создан инновационный образ экспедиционного судна, выделяющийся среди используемых (и проектируемых) в настоящее время в РФ и в мировой практике. В отделке судна широко применен карбон, что подчеркивает инновационность и высокотехнологичный характер судна. При этом, дизайн полностью реализуем: учтены технологические особенности композиционного материала и требования сертификации, что позволяет изготавливать конструкции судна в соответствии с исходным дизайном, без «доработок» внешнего вида на стадии инжиниринга. На проект подана заявка на патентование на промышленного образца.
Ориентация на глобальный рынок: Помимо российских туроператоров и частных владельцев, суда подобного типа востребованы в странах, обладающих развитым морским побережьем и оборудованными яхтенными стоянками. Например, в Азии это страны Персидского залива, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Китай; в перспективе - Индия, Камбоджа, Вьетнам и Бирма, которые безусловно заинтересованы в приобретении подобных судов. Имеется потенциал экспорта в также в страны ЕС и США, Южную Корею, Японию и т.д. В России, подобные суда незаменимы для развития туризма, например, на Дальнем Востоке.