Автор дизайна: АН Марин Консалтинг
Производитель: Композитный дивизион ГК Росатом
Регион: Сахалин
Описание проекта: Пассажирский высокоскоростной катамаран проекта SFERRY предназначен для пассажирских линий на морях и крупных водохранилищах. Материал корпуса – полимерный композиционный материал, судно разработано на класс Российского морского регистра судоходства КМ* [2] HSC MHC Passenger A Light Craft. Судно может принимать пассажиров с носа или с борта. К услугам 250 пассажиров на судне просторный салон с креслами, бар, 3 санузла, система развлечений, полки и стеллажи для багажа, площадка для перевозки велосипедов, места для перевозки лиц с ограничениями по мобильности. Кормовая палуба доступна для фотосессий, что делает судно незаменимым для туристов. Судно основано на технологиях электродвижения и использует экологически чистую электроэнергию для движения в портах и заповедниках; при движении на скорости в открытом море используются маршевые дизельные двигатели. Изначально, судно разрабатывалось для Черноморского побережья. Еще одна важнейшая задача подобного проекта – обеспечение связанности с островами Курильской гряды, как туристической достопримечательности, так и с целью демонстрации флага.
Технологическая новизна: При проектировании учет опыт команды дизайнеров АНМК, накопленный при работе над проектами пассажирских судов из композитов. В конструкции судна широко применены современные композиционные материалы, из которых изготавливаются корпус и надстройка судна. Надстройка имеет трехслойную конструкцию из мультиаксиальных тканей и углеродного волокна, обеспечивающую легкость, жесткость, отсутствие вибрации, теплоизоляцию, а также привлекательный внешний вид. Подводная часть судна изготовлена из монолитного композита, что обеспечивает долговечность, в т.ч. допускается зимовка на воде. В отечественной практике такая конструкция применяется на пассажирском судне впервые. Применение композитов на катамаране подобных размеров позволяет снизить массу корпуса на 25-30% по сравнению с аналогами из алюминиевых сплавов. Использование электродвижения обеспечивает отсутствие загрязнений шума, гибкость режимов эксплуатации. К сожалению, имеющиеся современные технологии пока не позволяют полноценно применять электродвижение на пассажирских скоростных судах; поэтому как решение высокой степени готовности на судне предусмотрены маршевые дизельные двигатели, обеспечивающие судну крейсерскую скорость 30 узлов. По мере развития технологий, возможен полный переход SFERRY на электродвижение.
Экономический эффект: Экономический эффект производства и эксплуатации SFERRY определяется его чрезвычайной востребованностью на рынке РФ. Разработка связана со Стратегией развития внутреннего водного транспорта (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р). Согласно поручению Президента (Пр-1496, п.1 б)-1), в РФ в 2023-2028 годах должно быть построено около 260 пассажирских судов, и разработана маршрутная сеть внутренних пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Также, проект соответствует целям комплексной научно-технической программы "Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства" (Распоряжения Правительства РФ от 4.07.2023 №1789-р) Таким образом, проект SFERRY решает важнейшие народнохозяйственный задачи обеспечения транспортных перевозок и обеспечения технологического суверенитета РФ, а также служит для обеспечения демонстрации флага на отдаленных территориях. К прочим факторам, обеспечивающим экономический эффект судна, относятся а) дешевая электроэнергия, использование солнечной энергии б) снижение строительной стоимости за счет крупносерийного производства из композиционных материалов в) снижение массы судна и эксплуатационных расходов, возможность разместить большее количество аккумуляторных батарей.
Межотраслевое значение продукта: Технология композиционных материалов в судостроении имеет свою специфику производства и сертификации. Используемые в проекте пассажирского судна SFERRY материалы и технологии, создают необходимые компетенции и могут быть применены и в других сегментах судостроения. Например, актуальными направлениями (но пока не реализуемыми в РФ из композитов) является создание безэкипажных катеров, а также прогулочных и рыбопромысловых судов.
Эргономичность: На судах подобного типа искусство разработки планировки тесно связано с обеспечением комфорта при движении на волнении, а также с требованиями классификационных обществ, например, к эвакуации. Разработка проекта SFERRY выполнена «от обитаемых пространств», при этом, полностью учтены требования Регистра и HSC Code к планировке пассажирского салона на высокоскоростном судне. Размерения судна оптимизированы исходя из обеспечения необходимых гидродинамических качеств и предполагаемого пассажиропотока. Все пассажирские помещения спланированы в одном уровне, пассажиры размещаются в креслах одобренного типа. Пост управления отгорожен от пассажирских помещений и обеспечивает необходимый круговой обзор для решения задач безопасности судовождения на морских акваториях.
Художественная значимость: В ходе разработки дизайна создан инновационный образ пассажирского судна, выделяющийся среди используемых (и проектируемых) в настоящее время в РФ и в мировой практике. В отделке судна широко применен карбон, что подчеркивает инновационность и высокотехнологичный характер судна. Формообразование судна отражает его мореходность, комфорт и стремительность. При этом, дизайн полностью реализуем: учтены технологические особенности композиционного материала и требования сертификации судов в РФ, что позволяет изготавливать конструкции судна в соответствии с исходным дизайном, без «доработок» внешнего вида на стадии инжиниринга. На проект получен патент на промышленный образец.
Ориентация на глобальный рынок: Помимо российских операторов, суда подобного типа востребованы в странах, обладающих развитым морским побережьем. Например, в Азии это ОАЭ, Индия, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и Бирма, которые безусловно заинтересованы в приобретении подобных судов или постройке по лицензии. Имеется потенциал экспорта в также в страны Африки и Южной Америки.