SFERRY морской высокоскоростной пассажирский катамаран

Номинация/Категория Дизайн-прототип/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна АН Марин Консалтинг
Производитель Композитный дивизион ГК Росатом
Регион

Описание проекта

Пассажирский высокоскоростной катамаран проекта SFERRY предназначен для пассажирских линий на морях и крупных водохранилищах. Материал корпуса – полимерный композиционный материал, судно разработано на класс Российского морского регистра судоходства КМ* [2] HSC MHC Passenger A Light Craft. Судно может принимать пассажиров с носа или с борта. К услугам 250 пассажиров на судне просторный салон с креслами, бар, 3 санузла, система развлечений, полки и стеллажи для багажа, площадка для перевозки велосипедов, места для перевозки лиц с ограничениями по мобильности. Кормовая палуба доступна для фотосессий, что делает судно незаменимым для туристов. Судно основано на технологиях электродвижения и использует экологически чистую электроэнергию для движения в портах и заповедниках; при движении на скорости в открытом море используются маршевые дизельные двигатели. Изначально, судно разрабатывалось для Черноморского побережья. Еще одна важнейшая задача подобного проекта – обеспечение связанности с островами Курильской гряды, как туристической достопримечательности, так и с целью демонстрации флага.

Технологическая новизна

При проектировании учет опыт команды дизайнеров АНМК, накопленный при работе над проектами пассажирских судов из композитов. В конструкции судна широко применены современные композиционные материалы, из которых изготавливаются корпус и надстройка судна. Надстройка имеет трехслойную конструкцию из мультиаксиальных тканей и углеродного волокна, обеспечивающую легкость, жесткость, отсутствие вибрации, теплоизоляцию, а также привлекательный внешний вид. Подводная часть судна изготовлена из монолитного композита, что обеспечивает долговечность, в т.ч. допускается зимовка на воде. В отечественной практике такая конструкция применяется на пассажирском судне впервые. Применение композитов на катамаране подобных размеров позволяет снизить массу корпуса на 25-30% по сравнению с аналогами из алюминиевых сплавов. Использование электродвижения обеспечивает отсутствие загрязнений шума, гибкость режимов эксплуатации. К сожалению, имеющиеся современные технологии пока не позволяют полноценно применять электродвижение на пассажирских скоростных судах; поэтому как решение высокой степени готовности на судне предусмотрены маршевые дизельные двигатели, обеспечивающие судну крейсерскую скорость 30 узлов. По мере развития технологий, возможен полный переход SFERRY на электродвижение.

Экономический эффект

Экономический эффект производства и эксплуатации SFERRY определяется его чрезвычайной востребованностью на рынке РФ. Разработка связана со Стратегией развития внутреннего водного транспорта (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р). Согласно поручению Президента (Пр-1496, п.1 б)-1), в РФ в 2023-2028 годах должно быть построено около 260 пассажирских судов, и разработана маршрутная сеть внутренних пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Также, проект соответствует целям комплексной научно-технической программы "Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства" (Распоряжения Правительства РФ от 4.07.2023 №1789-р) Таким образом, проект SFERRY решает важнейшие народнохозяйственный задачи обеспечения транспортных перевозок и обеспечения технологического суверенитета РФ, а также служит для обеспечения демонстрации флага на отдаленных территориях. К прочим факторам, обеспечивающим экономический эффект судна, относятся а) дешевая электроэнергия, использование солнечной энергии б) снижение строительной стоимости за счет крупносерийного производства из композиционных материалов в) снижение массы судна и эксплуатационных расходов, возможность разместить большее количество аккумуляторных батарей.

Межотраслевое значение продукта

Технология композиционных материалов в судостроении имеет свою специфику производства и сертификации. Используемые в проекте пассажирского судна SFERRY материалы и технологии, создают необходимые компетенции и могут быть применены и в других сегментах судостроения. Например, актуальными направлениями (но пока не реализуемыми в РФ из композитов) является создание безэкипажных катеров, а также прогулочных и рыбопромысловых судов.

Эргономичность

На судах подобного типа искусство разработки планировки тесно связано с обеспечением комфорта при движении на волнении, а также с требованиями классификационных обществ, например, к эвакуации. Разработка проекта SFERRY выполнена «от обитаемых пространств», при этом, полностью учтены требования Регистра и HSC Code к планировке пассажирского салона на высокоскоростном судне. Размерения судна оптимизированы исходя из обеспечения необходимых гидродинамических качеств и предполагаемого пассажиропотока. Все пассажирские помещения спланированы в одном уровне, пассажиры размещаются в креслах одобренного типа. Пост управления отгорожен от пассажирских помещений и обеспечивает необходимый круговой обзор для решения задач безопасности судовождения на морских акваториях.

Художественная значимость

В ходе разработки дизайна создан инновационный образ пассажирского судна, выделяющийся среди используемых (и проектируемых) в настоящее время в РФ и в мировой практике. В отделке судна широко применен карбон, что подчеркивает инновационность и высокотехнологичный характер судна. Формообразование судна отражает его мореходность, комфорт и стремительность. При этом, дизайн полностью реализуем: учтены технологические особенности композиционного материала и требования сертификации судов в РФ, что позволяет изготавливать конструкции судна в соответствии с исходным дизайном, без «доработок» внешнего вида на стадии инжиниринга. На проект получен патент на промышленный образец.

Ориентация на глобальный рынок

Помимо российских операторов, суда подобного типа востребованы в странах, обладающих развитым морским побережьем. Например, в Азии это ОАЭ, Индия, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и Бирма, которые безусловно заинтересованы в приобретении подобных судов или постройке по лицензии. Имеется потенциал экспорта в также в страны Африки и Южной Америки.