Автор дизайна: АН Марин Консалтинг
Производитель: Композитный дивизион ГК Росатом
Регион: Москва
Описание проекта: Пассажирское судно проекта СИТИ предназначено для внутригородских пассажирских линий на реках и водохранилищах. Судно основано на технологиях электродвижения и использует солнечные панели для их подзарядки; также используется береговая сеть и вспомогательный генератор. Судно может принимать пассажиров с носа или с борта. К услугам пассажиров на судне два просторных салона с креслами, санузлы, полки и стеллажи для багажа, площадка для перевозки велосипедов, место для перевозки лиц с ограничениями по мобильности. Носовая и кормовая палубы доступны для фотосессий, что делает судно незаменимым для туристов.
Технологическая новизна: При проектировании учет опыт дизайнеров, накопленный при работе над проектом «солнечных яхт» SY60 и SY62 для известного австрийского брэнда. В конструкции судна широко применены современные композиционные материалы, из которых изготавливаются корпус и надстройка судна. Надстройка имеет трехслойную конструкцию из мультиаксиальных тканей и углеродного волокна, обеспечивающую легкость, жесткость, отсутствие вибрации, теплоизоляцию, а также привлекательный внешний вид. Подводная часть судна изготовлена из монолитного композита, что обеспечивает долговечность, в т.ч. допускается зимовка на воде. В отечественной практике такая конструкция применяется на пассажирском судне впервые. Использование электродвижения обеспечивает отсутствие загрязнений, шума, гибкость режимов эксплуатации. Опыт показывает, что системы с солнечными панелями обеспечивают от 20% потребной энергии, в зависимости от скорости движения и интенсивности солнечного излучения.
Экономический эффект: Экономический эффект производства и эксплуатации СИТИ определяется его чрезвычайной востребованностью на рынке РФ. Разработка связана со Стратегией развития внутреннего водного транспорта (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р). Согласно поручению Президента (Пр-1496, п.1 б)-1), в РФ в 2023-2028 годах должно быть построено около 260 пассажирских судов, и разработана маршрутная сеть внутренних пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Также, проект соответствует целям комплексной научно-технической программы "Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства" (Распоряжения Правительства РФ от 4.07.2023 №1789-р) Таким образом, проект СИТИ решает важнейшие народнохозяйственный задачи обеспечения транспортных перевозок и обеспечения технологического суверенитета РФ. К прочим факторам, обеспечивающим экономический эффект судна, относятся а) дешевая электроэнергия, использование солнечной энергии б) снижение строительной стоимости за счет крупносерийного производства из композиционных материалов в) снижение массы судна и эксплуатационных расходов.
Межотраслевое значение продукта: Технология композиционных материалов в судостроении имеет свою специфику производства и сертификации. Используемые в проекте пассажирского судна СИТИ материалы и технологии, создают необходимые компетенции и могут быть применены и в других сегментах судостроения. Например, актуальными направлениями (но пока не реализуемыми в РФ из композитов) является создание безэкипажных катеров, а также прогулочных и рыбопромысловых судов. Считается, что одно рабочее место в судостроении влечет за собой создание 7 рабочих мест в других отраслях экономики, способствует развитию металлургии, тяжелого машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники. Развитие судостроения всегда служило показателем высокого научно-технического уровня страны, ее промышленного потенциала.
Эргономичность: Разработки проекта СИТИ выполнена в первую очередь «от обитаемых пространств» - для обеспечения комфорта и функциональности судна. Посадка на судно осуществляется по сходне в корме или в носовой части с причала. Сразу у входа предусмотрены парковка для велосипедов, места для габаритного багажа. Салон судна имеет увеличенные размеры проходов и кресел. Места для лиц с ограничениями по мобильности (в инвалидной коляске) предусмотрены у входа; там же находится санузел соответствующих размеров. Пост управления отгорожен от пассажирских помещений и обеспечивает необходимый обзор для решения задач безопасности судовождения. Носовая палуба и кормовая палубы оборудованы для фотосессий – на подобных судах туристы предпочитают делать фотографии не через остекление салона, а именно с палуб.
Художественная значимость: В ходе разработки дизайна создан инновационный образ пассажирского судна с солнечными панелями, выделяющийся среди используемых (и проектируемых) в настоящее время в РФ и в мировой практике. На практике бывает (и такие примеры известны в РФ), что сначала проектируют судно, а потом пытаются «пристроить» на него солнечные панели. В нашем случае наоборот – все судно спроектировано «вокруг массива солнечных панелей», которые стали ключевым элементом дизайна. В отделке судна широко применен карбон, что подчеркивает инновационность и высокотехнологичный характер судна. При этом, дизайн полностью реализуем - учтены технологические особенности композиционного материала, что позволяет изготавливать конструкции судна в соответствии с исходным дизайном, без «доработок» внешнего вида на стадии инжиниринга. На проект получен патент на промышленный образец.
Ориентация на глобальный рынок: Суда подобного типа востребованы в странах, обладающих развитой речной сетью, особенно расположенные в тропическом климате. Например, в Азии это ОАЭ, Индия, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам и Бирма, которые безусловно заинтересованы в приобретении подобных судов или постройке по лицензии. Имеется потенциал экспорта в также в страны Африки и Южной Америки.