Транспортный конвертоплан Эколибри Р-265

Номинация/Категория Дизайн-прототип/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна Кузвесов Данил Юрьевич
Производитель ООО «Эколибри-БТ», ООО «Институт технического дизайна»
Регион г. Москва

Описание проекта

Беспилотная авиационная система самолётного типа вертикального взлёта и посадки Эколибри Р-265 (БАС Р-265) — тяжёлый беспилотный конвертоплан нового поколения, создаваемый как развитие и логическое продолжение проекта Р-75. Если Р-75 рассчитан на перевозку грузов до 30 кг, то Р-265 открывает возможности для транспортировки полезной нагрузки от 30 до 80 кг на дальности более 400 км. Конструкция — свободнонесущий высокоплан с размахом крыла порядка 8–10 м и длиной более 5 м. Взлёт и посадка обеспечиваются несколькими электрическими подъёмными винтами, маршевый полёт выполняется гибридной силовой установкой с двигателем внутреннего сгорания. Архитектура силовой установки и систем управления полностью заимствует принципы, отработанные на Р-75, но выполнена в более крупном масштабе и с повышенными требованиями к энергоэффективности и надёжности. Максимальная скорость полёта — до 260–280 км/ч. Дальность полёта с нагрузкой — более 400 км. Полезная нагрузка — 30–80 кг. Метеоусловия эксплуатации: от -45°С до +45°С, при ветре до 15 м/с.

Технологическая новизна

Р-265, как и Р-75, сертифицируется по ФАП-21, включая планер, силовую установку, аккумуляторы, системы управления и станцию внешнего пилота. В основу заложен принцип «практическая невозможность катастрофы при одиночном отказе». Отказ двигателя или потеря связи приводят не к аварии, а к автоматической посадке или возврату аппарата. Проект сочетает преемственность инженерных решений Р-75 с увеличенными габаритами и грузоподъёмностью, сохраняя баланс промышленного дизайна и строгих инженерных расчётов.

Экономический эффект

Р-265 ориентирован на перевозку грузов в труднодоступные районы (Арктика, Дальний Восток, островные территории) и способен выполнять миссии, ранее доступные только пилотируемым вертолётам и лёгким самолётам. При этом эксплуатационные расходы ниже за счёт гибридной схемы и возможности интеграции в существующую инфраструктуру гражданской авиации.

Межотраслевое значение продукта

Аппарат применим в грузовой логистике, мониторинге инфраструктуры, экологическом контроле, лесоавиации, поисково-спасательных работах и навигационной поддержке в Арктике.

Эргономичность

Как и Р-75, Р-265 проектируется с учётом удобства для операторов и наземного персонала: предусмотрены автоматизированные функции контроля, прогнозирования состояния систем и разрабатывается эргономика рабочих мест.

Художественная значимость

Дизайн Р-265 развивает линию Р-75, основанную на плавных обводах, выверенных сопряжениях форм и гармонии пропорций. Больший размер и мощность аппарата визуально подчеркнуты решительным стилем носовой части и эффективным обтекателем грузового отсека. Технологичность и оригинальность проекта Эколибри Р-265 призвана сделать его узнаваемым элементом новой российской школы авиационного дизайна.

Ориентация на глобальный рынок

Р-265 создаётся как экспортно-ориентированная система. Его возможности по грузоперевозке и универсальности делают его привлекательным для стран Азии, Африки и Латинской Америки, где востребована техника для труднодоступных территорий. Соответствие международным стандартам и подтверждение локализации по ПП №719 обеспечивают конкурентоспособность на внешних рынках.