Транспортный конвертоплан Эколибри Р-75

Номинация/Категория Дизайн-прототип/Дизайн транспортных средств
Автор дизайна Кузвесов Данил Юрьевич
Производитель ООО «Эколибри-БТ», ООО «Институт технического дизайна»
Регион г. Москва

Описание проекта

Беспилотная авиационная система самолётного типа вертикального взлёта и посадки Эколибри Р-75 (БАС Р-75) — беспилотный тяжёлый конвертоплан (втол) для локальных и региональных перевозок и специальных задач с целевыми нагрузками до 30 кг. Конструкция — свободнонесущий высокоплан нормальной схемы с неубираемым трёхопорным шасси. Взлёт и посадка обеспечиваются четырьмя электровинтами постоянного шага, работающими от бесколлекторных двигателей. Переход к горизонтальному полёту сопровождается их отключением и включением маршевой силовой установки. Вся разработка впервые в России ведётся в соответствии с действующими авиационными правилами и нормами лётной годности. Максимальная скорость полёта — до 260 км/ч. Дальность полёта — до 400 км. Силовая установка — двигатель внутреннего сгорания с воздушным винтом постоянного шага (маршевый) и четыре электродвигателя с винтами постоянного шага (подъёмные). Электрогенератор питает все бортовые системы. Полезная нагрузка — от 25 кг.

Технологическая новизна

Р-75 представляет собой конвертоплан — один из наиболее сложных и универсальных типов БАС, сочетающий преимущества самолётов и вертолётов. Впервые в России сертификация по нормам ФАП-21 охватывает не только планер, но и силовую установку, аккумуляторы, оборудование, системы управления, связи, безопасности и станцию внешнего пилота. Система отказобезопасности разработана по принципу «практическая невозможность катастрофы при одиночном отказе»: отказ двигателя или потеря связи не приводят к аварии, а инициируют автоматическую посадку, возврат или переключение на резервные каналы. Все меры подтверждаются расчётами, испытаниями и независимой инспекцией, работы ведутся под контролем Росавиации. Проект сочетает промышленный дизайн с инженерной строгостью. Внешний облик Р-75 формировался параллельно с аэродинамическими и прочностными расчётами, что позволило добиться гармонии формы и функционала. Дизайн подчёркивает технологичность, а инженерные решения обеспечивают надёжность и энергоэффективность.

Экономический эффект

Р-75 предназначен для перевозки грузов до 30 кг между населёнными пунктами и объектами в районах со слабо развитой транспортной инфраструктурой, включая Арктику, Дальний Восток и островные территории. Возможны применения в мониторинге инфраструктуры, экологическом контроле, лесоавиации и спасательных операциях. По сравнению с пилотируемыми вертолётами и самолётами Р-75 снижает операционные расходы, упрощает логистику и уменьшает капитальные затраты за счёт интеграции в существующую инфраструктуру гражданской авиации. БАС Р-75 в разы превосходит по размерам все основные эксплуатируемые в России беспилотники, являясь уникальной для своего класса разработкой.

Межотраслевое значение продукта

Универсальность применения, высокая надёжность и всепогодность делают Р-75 востребованным в логистике, энергетике, сельском хозяйстве, спасательных операциях и охране границ.

Эргономичность

Р-75 проектируется с учётом человекоцентричного подхода: эргономический анализ охватывает рабочее место оператора и процедуры эксплуатации и техобслуживания, что повышает безопасность и снижает нагрузку на наземный и лётный персонал.

Художественная значимость

Дизайн Р-75 — это редкий баланс самых сложных инженерных расчётов и художественного мастерства. Плавные обводы, гармоничность пропорций и внимание к деталям создают долговременную эстетическую актуальность. Внешний облик подчёркивает российскую школу авиационного дизайна и преемственность авиастроительной культуры.

Ориентация на глобальный рынок

Р-75 ориентирован не только на Россию, но и на экспорт в страны ЕАЭС, Азии, Африки и Латинской Америки. Его преимущества — сертификация по международным авиационным нормам, надёжность и адаптация к суровым условиям эксплуатации.