UMG Ратрак РТ-6
Описание проекта
Машина снегоуплотнительная (ратрак) РТ6 осуществляет подготовку и поддержание в кондиционном состоянии лыжных и биатлонных трасс различной сложности. Её использование позволяет быстро и эффективно подготавливать лыжные и коньковые трассы, а также зимние дороги, в короткие сроки и с большой эффективностью, относительно выполненного объёма работ. Основные характеристики: Эксплуатационный вес - 6250 кг.; Двигатель- ЯМЗ-536, мощностью 230 кВт; Трансмиссия - гидростатическая; Радиус поворота - 0 м. (Поворот на месте); Грузоподъёмность погрузочной платформы - 1500 кг; Максимальные габариты - 7760 мм * 2750 мм * 3200 мм (Длина * Высота * Ширина); Ключевые преимущества и особенности: Высокая эргономичность, подразумевающая комфортное управление, удобное место оператора, качественное аудио сопровождение; Высокая степень безопасности; Удобство работы в разных погодных условиях; Обширный выбор рабочего оборудования, с учётом поставленных задач; Основные функции техники: Разравнивание снега отвалом по площади трассы; Перемешивание (рыхление) снега фрезой для создания единого снежного полотна; Уплотнение снега для конькового хода; Нарезка лыжни для классического хода; Уборка снега на территории курортов, спортшкол и т.д.
Технологическая новизна
Данная техника является следующим поколением ратраков UMG. Дизайн на данной технике и некоторые её элементы были усовершенствованы. В их число входит рама, фреза и «нарезатели лыжни». Кроме того, конструкция предусматривает большую долю унификации многих элементов, что позволяет не только совершенствовать продуктовую линейку, но и расширять продуктовую номенклатуру. Среди аналогичных существующих продуктов, таких как Prinoth, Piston Bully и Skicat, ратрак РТ-6 отличается более мощным двигателем, топливным баком с большим объёмом и повышенным преодолеваемым уклоном рабочей поверхности. Более того, проект создан на основе конструкторских решений и идей собственного инжинирингового отдела UMG, что дает преимущество над отечественной техникой, которая является исходным продуктом китайского производства, с дальнейшей локализацией на производственных площадках РФ. Копирование стилевых решений и элементов стиля существующих на рынке машин не допускается.
Экономический эффект
Экономическая эффективность: Производство ратрака внутри страны снижает зависимость от импортных аналогов, стимулируя развитие отечественного машиностроения и дизайна. Стоимость отечественного ратрака, по сравнению с европейскими представителями ниже, ввиду получения субсидий и льгот на производство данной техники, что стимулирует производство и позволяет конкурировать на коммерческом рынке. Рынок ратраков, в достаточно большой степени, зависит от б/у техники, что говорит о некотором снижении минимальных требований к эксплуатационным и другим показателям. Согласно последним данным, рынок ратраков разделён на б/у и новую технику в примерном соотношении 45% новой техники и 55% б/у техники. Новая техника требует меньше затрат на ремонт и профилактическое обслуживание в первые годы эксплуатации. Новая техника имеет меньший риск неожиданных поломок, что обеспечивает стабильную работу и минимизирует потери времени и денег. В долгосрочной перспективе новые машины могут оказаться более экономичными за счет более высокой остаточной стоимости.
Межотраслевое значение продукта
Применение снегоуплотнительных машин (ратраков) в различных отраслях с примерной долей использования: Зимние виды спорта (лыжные центры, горнолыжные курорты) — около 40-50%. Основное применение связано с подготовкой и уплотнением снега для трасс с фактурой «вельвет», продлением сезона, обеспечением стабильного снежного покрытия и созданием искусственного снега, что особенно важно в условиях глобального потепления. Силовые структуры (Министерство обороны РФ, ФСБ) — примерно 10-15%. Используются для обеспечения передвижения и проведения операций в зимних условиях, включая эвакуацию и логистику на сложных заснеженных территориях. МЧС России — около 10-15%. Применяются для спасательных операций, доставки техники и людей в труднодоступных снежных районах, а также для работы в экстремальных климатических условиях. Сельское хозяйство — примерно 10-15%. Использование ратраков для сбора биомассы, распределения и уплотнения силоса, транспортировки древесных опилок и других сыпучих материалов благодаря высокой толкающей силе и маневренности. Деревообработка — около 5-7%. В основном для транспортировки и уплотнения древесных отходов и опилок, а также для работы на лесозаготовках в зимний период. Торфоразработка — около 3-5%. Используются для перемещения и уплотнения торфа на болотистых и снежных участках, где обычная техника не справляется. Строительство — около 5-7%. Применение для подготовки снежного покрытия, прокладки технологических маршрутов и работы на стройплощадках в зимних условиях, где необходима высокая проходимость и устойчивость техники. Таким образом, снегоуплотнительные машины широко применяются в зимних видах спорта (до 50%), силовых структурах и МЧС (по 10-15%), сельском хозяйстве (10-15%) и в меньшей степени в деревообработке, торфоразработке и строительстве (около 3-7% в каждой из отраслей).
Эргономичность
С точки зрения эргономичности, можно выделить несколько аспектов: Управление - управление данной техникой осуществляется при помощи штурвала и джойстиков управления оборудованием, что дает возможность оператору прилагать малое количество усилий, снижая нагрузку; Кабина оператора, установленная на технике, обеспечивает хорошую видимость трассы, а её комплектация включает в себя регулируемое кресло с удобной посадкой, удобные интерфейсы, транслирующие необходимое количество информации. Климат - кабина оборудована задним и лобовом электроподогревом, электроподогревом стекол дверей и зеркал заднего вида, подогревом сиденья как оператора так и пассажира, подогревом основных узлов оборудования, то есть гидросистемы, двигателя и топливной системы. Такая система обогрева позволяет работать в комфортных температурных условиях; Обслуживание - конструкция позволяет обслуживать технику с высокой степенью удобства и доступности, что является немаловажным фактором при работе в холодном климате. Членение элементов интерьера должно обеспечивать доступ к узлам и агрегатам кабины с минимальным уровнем разборки
Художественная значимость
Вклад ратрака в развитие отечественного промышленного дизайна данного проекта можно аргументировать следующим образом: Инновационные решения и технологичность: Разработка ратрака РТ-6 включает внедрение современных технологий и материалов, что способствует развитию отечественного инженерного и дизайнерского потенциала. Интерьер кабины должен быть сформирован за счет криволинейных поверхностей деталей из ПКМ. Улучшение эргономики и функциональности: Проектирование ратрака учитывает особенности эксплуатации в российских условиях, что способствует формированию новых стандартов и практик в промышленном дизайне техники. Цветографические решения должны быть выполнены в спокойных тонах, обеспечивающих комфортное нахождение оператора на рабочем месте в течении всей смены. Повышение конкурентоспособности: Создание уникальных и адаптированных под российский рынок решений укрепляет позиции отечественного дизайна на рынке специальной техники и способствует развитию национальной промышленной идентичности. Успешная реализация проекта может стать примером для молодых дизайнеров и инженеров, стимулируя развитие профессиональных компетенций в области промышленного дизайна спецтехники.
Ориентация на глобальный рынок
На текущем этапе развития проекта, экспорт рассматривается как возможный рынок сбыта, ввиду ориентирования на отечественный рынок. Европейские производители ратраков (как новых , так и б/у) продолжают развивать свои продуктовые линейки и их значимость на рынке на данном этапе является для проекта целевой величиной, в перспективе.