Южный речной вокзал
Описание проекта
Южный речной вокзал – это современное общественное пространство и ключевой объект речного транспорта. Здесь регулярно проходят спортивные тренировки и мастер-классы, отмечаются городские праздники, проводятся экскурсии Музея Транспорта Москвы. После окончания реконструкции в апреле 2023 г. вокзал стал важным транспортным узлом столицы и современным общественным пространством. Вокзалу возвращено его первоначальное смысловое значение: жители и гости города смогут отправляться в круизы по городам и населенным пунктам России. В рамках реконструкции здания обновлена транспортная система и проведено благоустройство всей территории вокруг (набережной и территории со стороны «Острова Мечты»), проведены работы по восстановлению причальной стенки. Появились новые маршруты наземного транспорта, зарядки для электромобилей, парковки, а ближе к вокзалу – новые остановки и пешеходные маршруты. С открытием Южного речного вокзала в столице завершилось формирование речной навигации. С момента открытия вокзал посетили более 664 тыс. человек. (в 2023 г. – более 232 тыс. человек, 2024 г. – более 262 тыс., 2025 г. – более 169 тыс.). Для них провели более 1090 бесплатных мероприятий (в 2023 г. – 314, 2024 г. – 474, 2025 г. – 302). Во время сезона летней навигации в 2023 и в 2024 гг. причалы приняли и отправили круизные теплоходы 298 раз (в 2023 г. – 142, 2024 г. – 156). В 1990-е гг. деградация городского транспорта затронула речные регулярные перевозки – они полностью прекратились. В упадок пришла и вся речная инфраструктура. Более 20 лет Южный речной вокзал не работал по прямому назначению. Здание вокзала ветшало, а внутри были ярмарка детских игрушек и автомобильный рынок. Для того, чтобы вернуть Москве статус порта пяти морей и возобновить регулярные и речные перевозки, по поручению Мэра Москвы С.С. Собянина началась масштабная реконструкция Южного речного вокзала с полным обновлением транспортной инфраструктуры. Задачи проекта Южного речного вокзала: • Окончание формирования речной навигации в Москве; • Возвращение столице звания «Порт пяти морей»; • Предоставление гостям и жителям Москвы возможности с комфортом отправляться в круизы в разные города страны, а также пользоваться регулярным маршрутом инновационного речного электротранспорта. Возвращение первоначального исторического облика и основной транспортной функции Южного речного вокзала как одного из ключевых объектов навигации на Москве-реке стало главной задачей проекта. Для этой цели было принято решение о проведении масштабной реконструкции. Во время работ были усилены несущие конструкции здания, применена технология внешнего армирования, что позволило в кратчайшие сроки укрепить и увеличить несущую способность. Благодаря этой технологии увеличился межремонтный период и срок службы основных элементов здания. Эксплуатируемую кровлю выполнили из оклеенного гидроизоляционного материала для прочной тротуарной плитки. Лестницы выложили гранитом, а внутри здания сохранили оригинальный фрагмент кирпичной стены 1985 г. Кроме того, специалисты обновили и воссоздали узнаваемые декоративные элементы: надпись «Москва», 14-метровый шпиль, компас и скульптуры, символизирующие пять морей, с которыми связана столица (Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое моря). Высота каждой скульптуры – 3,5 метра. Они представляют собой художественные реплики. Их изготовили с помощью 3D-сканирования сначала из пенопласта, затем из силикона, а после из стеклопластика – современного огнестойкого материала. Воссозданные скульптуры практически не отличаются от оригинальных. В реконструкции участвовал их автор, который помог восстановить фигуры по оригинальным чертежам. При этом они весят почти в 12 раз меньше – 300 килограммов вместо прежних 3,5 тонны. Новый шпиль изготовили из стали и алюминия. Его вес – 4650 килограммов. На фасаде установили современные электронные часы. Они прямоугольные и при необходимости могут служить экраном для демонстрации различной информации. Архитектурно-художественное оформление вокзала отсылает к путешествиям по реке – тема обыгрывается в световых решениях, мебели и отделочных материалах. К примеру, козырек у входа в вокзал выполнен из неровной нержавеющей стали, создающей эффект волны. Тему поддерживает освещение: лампы со струящимся светом на фасаде подчеркивают и визуально выделяют архитектурные элементы, а панорамные окна с видом на набережную пропускают максимум света в помещение. В помещениях создана безбарьерная среда – для маломобильных пассажиров установлены лифты. Проект реконструкции вокзала также включает в себя обновление инженерных коммуникаций (сетей электро-, тепло- и водоснабжения, дождевой канализации, системы вентиляции и кондиционирования). Особое внимание уделили электроснабжению – систему модернизировали так, чтобы обеспечить электроэнергией не только главное здание, но и зарядные станции для электромобилей и электрических судов. Для оформления общественных зон Южного речного вокзала выбрали монументальное искусство с характерными чертами советского модернизма – эпохи проектирования вокзала. Специально для вокзала современные российские художники создали 10 уникальных арт-объектов. Например, в здании представлены монументальное панно Дмитрия Аске в жанре геометрической абстракции; цифровой коллаж Олега Бородина с футуристическими образами транспорта; неоновая инсталляция Полины Могилиной с цитатой Иосифа Бродского; мурал Алексея Кио, вдохновленный эстетикой советского модернизма; рельефные ассамбляжи Евы Хелки, изображающие современных пассажиров; а также оформление барной стойки и информационного стенда от Антона Чумака, выполненное в технике медиа- и кинетического искусства. Помимо реконструкции здания вокзала, в 2023 г. было проведено комплексное благоустройство набережной Южного речного вокзала протяженностью 150 метров, а также выполнены работы по ремонту причальной стенки длиной 500 метров, очистке и углублению швартовой зоны. После масштабной реконструкции для пассажиров и гостей в обновленном здании Южного речного вокзала начали работать зал ожидания, оборудованный гардеробом и санузлами, ресторан и кафе, рассчитанные на 80 мест, кассы и стойка информации, офисы туроператоров, смотровая площадка на крыше и зона отдыха с шезлонгами площадью более 1000 кв. м, с которой открывается панорамный вид на Москву-реку и парк развлечений «Остров мечты». Также открылся многофункциональный медиазал и зал для проведения мероприятий (презентаций, конференций, камерных концертов), а также регулярно обновляемая выставка Музея Транспорта Москвы. Пять причалов принимают суда разного класса – от небольших прогулочных трамвайчиков до круизных теплоходов. Комфортную и безопасную посадку и высадку пассажиров обеспечивают четыре пассажирских павильона, рядом с которыми размещены информационные стелы с расписанием движения судов. Вдоль набережной обустроена комфортная зона отдыха. Расположившись на удобных лавочках, горожане могут любоваться живописным видом на Москву-реку. Устаревшее леерное ограждение заменено современным, установлено 25 малых архитектурных форм. Пешеходную зону замостили гранитной плиткой, организовали удобные проезды и подъезды к зданию вокзала. Кроме того, оборудовали специальную остановку для туристических автобусов. Сегодня Южный речной вокзал соответствует всем требованиям, которые предъявляются к транспортным сооружениям такого типа. Гости могут получить здесь всю необходимую информацию о круизах, причем не только по Москве, но и по всей России. Вокзал стал не только важным транспортным узлом, а также значимым общественным пространством. После окончания реставрационных работ Южный речной вокзал стал новой точкой притяжения, современным общественным пространством и крупным транспортным узлом. Обновленный речной вокзал – это не только объект транспортной инфраструктуры, способный принимать и отправлять в круиз теплоходы, но и новое городское общественное пространство. Каждые выходные на территории вокзала проходят бесплатные мероприятия и мастер-классы, принять участие в которых может абсолютно каждый. С вокзала можно отправиться в путешествие в круиз к более чем 30 крупным городам России. Это Нижний Новгород, Рязань, Муром, Коломна, Константиново и др. Все это соответствует задаче, поставленной Правительством Москвы, по развитию регулярного речного транспорта и повышению комфорта пассажиров.
Технологическая новизна
Применены 3D-сканирование для воссоздания скульптур, внешнее армирование конструкций, создана система зарядки электросудов и электромобилей, внедрены энергоэффективные инженерные сети. Вокзал – модель многофункционального транспортного хаба.
Экономический эффект
С момента открытия вокзал посетили более 664 тысяч человек. Проект повысил туристическую и транспортную привлекательность юга Москвы, стимулировал спрос на круизы и поддержку малого бизнеса, стал новой точкой притяжения москвичей и гостей столицы.
Межотраслевое значение продукта
Проект объединяет транспорт, туризм, культуру и урбанистику. Подход к интеграции речного вокзала в городскую среду может использоваться в других городах России при реконструкции вокзалов, прибрежной инфраструктуры и создании общественных пространств.
Эргономичность
Вокзал спроектирован как полностью безбарьерная среда: установлены лифты, пандусы, комфортная навигация, зоны отдыха, современное освещение. Пространство адаптировано для всех категорий пассажиров, включая маломобильных.
Художественная значимость
Южный речной вокзал восстановлен с сохранением архитектурной идентичности. Воссозданы декоративные скульптуры и шпиль, добавлены современные арт-объекты. Проект сочетает советский модернизм и актуальные дизайнерские решения в интерьере. Пространство оформлено работами ведущих российских художников.
Ориентация на глобальный рынок
–