Скоростной пассажирский катамаран с динамической разгрузкой подводными крыльями проекта HSC150B «Сарма»
Описание проекта
Катамаран проекта HSC150B «Сарма» построен ПАО "ССЗ "Вымпел" в 2024 году по проекту конструкторского бюро «Си-Тех» Н.Новгород и обеспечивает в настоящее время пассажирские и экскурсионные рейсы на озере Байкал. Уникальным для российского судостроения в первую очередь является тип корпуса: hysucat – английская аббревиатура (HYdrofoil SUpported CATamaran), обозначающая катамаран на подводных крыльях. Благодаря расположенным в носовой и кормовой частях крыльям, а также двум могучим двигателям мощностью по 1214 кВт «крылатый» катамаран сможет развивать весьма приличную скорость – около 50 км/ч. С точки зрения динамики судно проекта HSC150B сравнимо с судами на подводных крыльях и скоростными катамаранами. Главные преимущества катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B – экономичность, пониженное волнообразование и мягкий ход. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров на магистральных речных линиях, озерах и водохранилищах разряда «М» Российского Речного Регистра.
Технологическая новизна
Катамаран имеет систему подводных крыльев, размещенных в габаритах наибольшей ширины корпуса или незначительно превышающем ее. Крылья катамарана имеют особую конфигурацию, расположены под килем, несут около 70–80 процентов веса судна, что позволяет поднять значительную часть корпуса из воды. Только небольшая часть корпуса остается в контакте с водой, так что можно использовать обычную тягу. Впервые в практике отечественного судостроения конструкторы-проектировщики компании «Си Тех» применили в комплексе сварные крупногабаритные облегченные панели (СКО-панели) и новый разработанный в Институте легких материалов и технологий (ИЛМиТ) сплав 1581. Это решение дало возможность облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными прессованными крупногабаритными панелями из сплава 1561.
Экономический эффект
В сравнении с традиционными речными судами на подводных крыльях катамараны проекта HSC150D имеют преимущества – это возможность эксплуатации на меньших глубинах, меньшая стоимость, меньшая зависимость от перегрузки, свобода в выборе движителя, простота подъема крыльев, исключение ситуации невыхода на крыло. Морской HYSUCAT не имеет «горба» сопротивления. По сравнению с глиссером, имеющим такую же скорость, HYSUCAT расходует на 40% меньше топлива, несет на 8-10% больше полезной нагрузки и гораздо меньше разрушает берега.
Межотраслевое значение продукта
Конструкция позволяет катамарану работать на меньших глубинах по сравнению с традиционными судами, оснащенными стационарными подводными крыльями. Отличительной особенностью катамарана являются: - низкая осадка судна около 1,5 метров, которая позволяет подходить достаточно близко к берегу в тех местах, где не могут подходить большие суда; - мореходность (судно развивает крейсерскую скорость около 50 км/ч при высоте волн до 1,2 метра)
Эргономичность
Катамаран имеет интегрированную систему мостика, автоматизированную систему управления, сигнализацию и современное навигационное оборудование, позволяющее работать днем и ночью. В будущем также может быть интегрирована система управления движением, подключенная к управляемым закрылкам. Пассажирский салон имеет панорамные окна для улучшения внешнего вида и откидывающиеся сиденья для большего комфорта. В то же время интерьеры предлагают комфортное размещение из-за большего пространства на борту по сравнению с пассажирскими судами аналогичного размера и вместимости. Посадка и высадка осуществляются через телескопический трап на носу. Благодаря низкой осадке судно может максимально близко подходить к суше и высаживать пассажиров на не оборудованный причальными сооружениями берег.